Spatz

Spatz

  Германия / 1954-1958

spatz_victoria2

История марки Spatz

Spatz (ˈʃpat͡s — рус. воробей), Victoria 250 — микролитражный автомобиль с кузовом из стеклопластика, выпускавшийся с июля 1956 по конец того же года предприятием Bayerische Autowerke GmbH в Траунройте, ФРГ, а также заводомVictoria Werke в Нюрнберге с конца 1956 по май 1958 года.

Прототип этого автомобиля — Dreirad-Dreisitzer или Brütsch Typ 200 Spatz — был разработан и изготовлен независимым инженером Эгоном Брютшем (Egon Brütsch), владельцем фирмы Egon Brütsch Fahrzeugbau из Штутгарта, за свою жизнь создавшим множество конструкций микроавтомобилей и мотоколясок-«кабиненроллеров». Он был трёхколёсным, с двумя колёсами на передней оси, имевшими мягкую подвеску, и одним задним, через подрамник жёстко закреплённым на стеклопластиковом кузове-монококе вместе с силовым агрегатом.

Брютш начал искать крупное предприятие, готовое наладить выпуск его конструкции, и в конечном итоге сумел продать лицензию Харальду Фридриху (Harald Friedrich), промышленнику из Верхней Баварии и совладельцу машиностроительной фирмы Alzmetall P. Meier & Friedrich GmbH, а также — швейцарской фирме A. Grünhut & Co.

Однако дорожные испытания показали, что выбранная Брютшем конструкция ненадёжна — пластимассовый кузов не выдерживал нагрузок, возникающих при проезде неровностей дорожного покрытия, и в нём появлялись трещины в районе крепления заднего подрамника. Фридрих подключил к работе над автомобилем 77-летнего Ганса Ледвинку, бывшего конструктора чехословацкой «Татры» и автора таких её моделей, как Tatra T77 и Tatra T87, который после тюремного заключения за сотрудничество с немецкой оккупационной администрацией эмигрировал в Западную Германию. Ледвинка полностью пересмотрел конструкцию автомобиля, применив обычное четырёхколёсное шасси и лёгкую, компактную, но прочную хребтовую раму, на которой закрепил силовой агрегат и подвеску задних колёс с качающимися полуосями. Передняя подвеска была применена «свечного» типа, с витыми пружинами. Появились гидравлические тормоза вместо механических.

Для выпуска доработанного автомобиля Фридрихом в июле 1956 года совместно с баварским мотоциклетным заводомVictoria-Werke была создана фирма Bayerische Autowerke GmbH — BAG. Продажи и обслуживание осуществлялись через дилерскую сеть Victoria Werke.

Так как Фридрих отказался платить Брютшу лицензионные отчисления, последним было инициировано судебное разбирательство — в адрес Bayerische Autowerke поступило обвинение в незаконном использования чужой интеллектуальной собственности. Однако этот процесс Брютш проиграл, поскольку суд посчитал, что автомобиль Фридриха представлял собой в достаточной степени самостоятельную конструкцию, в то время, как изначальный проект был непригоден для массового производства и даже опасен в эксплуатации. Тем не менее, в конце 1956 года Фридрих передал все права на конструкцию Victoria Werke и отстранился от производства автомобиля, который был силами инженеров этой фирмы модернизирован и переименован в Victoria 250.

Автомобиль имел складной мягкий верх и сиденье диванного типа, рассчитанное на двух человек с возможностью при необходимости разместить третьего. Хотя форма кузова Spatz была достаточно динамичной и намекала на потенциально высокие скоростные возможности, на практике автомобиль был сравнительно медлителен, учитывая мощность его двигателя, позаимствованного у кабиненроллера Messerschmitt KR200. Двигатель располагался сзади, перед осью задних колёс. Доступ к нему мог осуществляться как через отдельный капот, так и при откидывании спинки дивана. Изначально передачи заднего хода в трансмиссии не было, вместо чего водитель Spatz должен был или запустить его мотор в обратном обычному направлении вращения, или развернуть лёгкую машину вручную, приподняв её за бампер. После модернизации силами инженеров Viktoria Werke рабочий объём двигателя был наращён со 191 до 250 куб. см, благодаря чему мощность возросла с 7,5 до 10 л.с, вместо четырёхступенчатой коробки передач появилась пятиступенчатая с электрическим приводом от джойстика на панели приборов и передачей заднего хода — правда, включаемой отдельной кнопкой на панели приборов, а не рычагом переключения передач. В ходе выпуска также появились дополнительные трубчатые бампера, дополнявшие полосу резины, обёрнутую вокруг всего кузова и прикрывавшую технологический шов между его верхней и нижней частями, а также повторители указателей поворота.

Всего с 1956 по май 1958 год было выпущено 1 588 экземпляров, из них 859 — под обозначением Spatz и 729 — Victoria 250. В настоящее время известно 24 сохранившихся экземпляра, которые являются ценным объектом коллекционирования.

В Швейцарии было также собрано несколько экземпляров оригинального трёхколёсного варианта под обозначением Belcar, однако A. Grünhut & Co, обнаружив те же самые конструктивные дефекты, не имела средств на доводку конструкции и не стала налаживать крупносерийного производства.

Впоследствии на базе трёхколёсного Spatz Брютшем был создан облегчённый вариант, получивший название Brütsch Zwerg («Гном») — лицензия на его выпуск была продана французской фирме Air Tourist Sàrl (известный дилер Cessna), которая наладила его выпуск под обозначением Avolette. Он, как и последующие автомобили Брютша Bussard, Pfeil и V2, уже имел раму, также хребтового типа.

По материалам сайта: ru.wikipedia.org

На странице блога Def-Aleks  «Забытые имена. Глава 42. Victoria» Алексея Васильева из Эстонии  опубликована любопытная информация:

 Мотоциклистам, которые увлекаются старой техникой имя даже наверное очень известно, но автомобилистам придёт в голову только Бенц Викториа, да Форд Краун Викториа. Но была в Германии такая марка, которая успешно выпускала почти 70 лет мотоциклы, но были в её истории и автомобильные страницы. Фирму основали в 1886 два приятеля, обоих звали Максами, но один носил фамилию Франкенбургер, а второй был Оттенштейн, фирму назвали просто: «Frankenburger und Ottenstein Nürnberg». Онис стали первыми производителями велосипедов. В 1899 году фирму переименовывают в «Victoria Werke AG», а акционерным обществом фирма стала еще в 1895, в планы входить начать производство мотоциклов. Но в 1900 году появляется вовсе не мотоцикл, а автомобиль. Но машина в серию не идёт, её производят только по отдельным заказам. В 1901 году появляется наконец мотоцикл. В 1904 наконец автомобиль дорабатывают и запускают в серию. Но автомобили, которые имели целую серию кузовов: Doctors Cabriolet, 2-х местный Motor-Gepäck-Wagen, и 6-ти местный Limousine не имели успеха на рынке, поэтому в 1912 году фирма прекращает производство автомобилей. После первой мировой фирма продолжила выпускать мотоциклы, причём в 1926 году она, установив компрессор на мотоцикл первой достигла скорости в 165 км/ч на двухколёсном транспорте. Вновь к «автомобилям» фирма вернулась в 50-е годы. В 1954 году гонщик Эгон фон Брютш строит 3-х колёсный автомобиль Spatz (воробей), со стеклопластиковым кузовом. Он стал первым немецким автомобилем с кузовом из такого материала. Однако он продаёт лицензию Харальду Фридриху, хозяину фирмы ALZMETALL, и тот в свою очередь основывает фирму Bayerischen Autowerke GmbH. Испытания показали, что кузов не особо надёжен — идут трещины, и Фридрих просит проработать автомобиль Ганца Ледвинку, бывшего главного инженера Татры. Коммунисты его не долюбливают, и пожилому человеку ничего не остаётся, как бежать в Западную Европу. Итак 77 летний Ганц Ледвинка строит 4-х колёсный автомобиль, с трубчатой рамой, независимой подвеской всех колёс и с мотором от Мессершмидта Кабиненроллер 200. Плексигласовое лобовое стекло заменяют обычным стеклом. Именно такая машина идёт в серию. Но так, как БАВ АГ не имеет своей дилерской сети, они обращаются к фирме Виктория за помощью. Машина оказалась маломощной (10 л.с.), двигатель не надёжным, а кузов легковоспламеняемым, к тому Брютш подаёт в суд на плагиат дизайна, правда он проигрывает дело в суде. Фридрих решает продать лицензию фирме Виктория. Инженеры Виктории перерабатывают в свою очередь автомобиль, устанавливают свой мотор — 250 см3 вместо 200 кубового, их мотор развивает уже 14 сил. Коробка передач 5-ти ступенчатая, на «Воробье» она была 4-х ступенчатой. К тому же на панели приборов появилось 3 кнопки: нейтраль, задний ход и кнопка «вперёд» остальные передачи переключались рычагом на рулевой колонке. Машина с такой начинкой развивала уже 97 км/ч (горбатый жопер по моей памяти имел примерно такую же максималку кстати). В январе 1957 года Викториа 250 начала продаваться, но в феврале 1958 года фирма прекратила производство автомобилей, продав всего 729 машин. А в связи с кризисом рынка конца 50-х Викториа пришлось объединиться с фирмами Express-Werke и DKW основав Zweirad Union AG. В 1966 году Nürnberger Hercules Werke GmbH покупает это объединение и марка Викториа исчезает из каталогов мотодилеров. В 1995 бизнесмен Герман Хартье выкупает права на товарный знак Викториа и начинает выпускать велосипеды под этой старой маркой. Что касаемо «Воробья», то в 1958 году право на неё купила фирма Burgfalke, продавая машину под индексом 250 Экспорт, но и у этой фирмы продажи особо не пошли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *