1916. Тяжелая САУ Дириженко (проект)

“Самодвижущаяся броневая башня для 8-дюймовой гаубицы”

Тяжелая самоходная артиллерийская установка Дриженко

Разработчик: подпоручик Дриженко
Год начала работ: 1916
Год выпуска первого прототипа: не строился
Проект отклонен по причине техничекой недоработанности

В конце 1916 года “коллекция” ГВТУ пополнилась проектом “самодвижущейся броневой башни для 8-дюймовой гаубицы”, выполненным инженером-кораблестроителем Адмиралтейского завода подпоручиком Дриженко. К танкам она имела очень опосредованное отношение, поскольку основной задачей этой боевой машины была борьба с укреплениями противника. Другими словами, Дриженко представил проект сверхтяжелой самоходной артиллерийской установки, которая имела в своей конструкции несколько оригинальных решений.

Корпус САУ коробчатой формы и, по замыслу разработчика, представлял собой “двойную броневую коробку, поперечное сечение которой напоминает вагон” с толщиной бронирования 10 мм. В её носовой части предусматривалась установка 203,2-мм гаубицы, в средней части корпуса размещались расчет орудия и боекомплект, в задней – два бензиновых двигателя по 180 л.с, каждый из которых приводил в движение гусеницу одного борта. На случая появления вражеской пехоты на крыше корпуса устанавливались два 7,62-мм пулемета.

Ходовая часть самоходной установки включала (применительно на один борт) 20 опорных катков диаметром 270 мм, сблокированных в тележки по 4, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Подвеска была пневматической, с сообщающимися пневмокамерами тележек одного борта. Гусеница зубового зацепления, с шириной трака 800 мм, состояла из “шпал”, соединенных по краям цепями-рельсами. Оценочная длина опорной поверхности составляла 6 метров, поэтому для улучшения маневренности при поворотах Дриженко предусмотрел автоматический подъём крайних тележек подвески. Для защиты воздухопритоков от пыли служила система из изогнутых пластин, эластичных камер и “гармоник”. Также прежполагалось наличие электрического освещения и вентиляцию.

Остальные параметры “самодвижущейся броневой башни” выглядели следующим образом: масса 46 тонн, экипаж — 6 человек, удельная мощность силовой установки — 7,8 л.с./т, скорость хода — до 12 верст в час (14 км\ч), удельное давление на грунт — 0,5 кг/см.кв. Как видно, в некоторых чертах САУ Дриженко сильно напоминала проект “Бронированного автомобиля” инженера В.Д.Менделеева, отличаясь в лучшую сторону значительно меньшей массой и более мощным вооружением.

Рассмотрение проекта состоялось в Высшей автомобильной школе и не вызвало особого восторга у военных. Военные указали на общую сложность конструкции, неразработанность трансмиссии и механизма управления, ненадежность пневматических систем. Тем не менее, летом 1917 года проект передали специалистам Главного артиллерийского управления, которые провели его сравнение с танками союзников. При этом особо подчеркивалось, что что танки ведут бой “на дистанции не более 2-3 верст”, на которой “недопустим другой род ведения огня, как прямой наводкой”. Таким образом, проект самоходной гаубицы Дриженко с легким бронированием признали нерациональным и предпочтение решили отдать обычной артиллерии на тракторной тяге.

Источники:
С.Л.Федосеев «Танки Первой Мировой войны». АСТ. Москва. 2002

РАСЧЕТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 
“Самодвижущейся броневой башни для 8-дюймовой гаубицы”

БОЕВАЯ МАССА 46000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 8100
Ширина, мм 3800
Высота, мм 3400
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 203,2-мм гаубица и два 7,62-мм пулемета
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 10 мм
борт корпуса — 10 мм
корма корпуса (верх) — 10 мм
корма корпуса (низ) — 6 мм
крыша — 6 мм
днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ два карбюраторных, мощностью по 180 л.с. каждый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 20 опорных катков сблокированных по 5 в 4 тележки, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков шириной 800 мм
СКОРОСТЬ 14 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ

Источник: www.aviarmor.net

®AutoDesignEncyclopedia