1927. Т-16 — легкий танк сопровождения пехоты (прототип)

1927. Т-16 - легкий танк сопровождения пехоты (прототип)

На испытаниях с имитаторами пушки и пулемета в 1927 г.

Т-16

Легкий танк

Разработчик: КБ ОАТ
Год начала работ: 1924
Год выпуска первого прототипа: 1927
Серийно не строился. Являлся прототипом танка Т-18\МС-1

Принятая в июне 1926 года трехлетняя программа танкостроения положила начало разработке целого ряда уникальных боевых машин, созданных в один из наиболее трудных для СССР периодов. Данная программа имела два варианта, согласно которому “план-минимум” предусматривал оснащение одной пехотной дивизии батальоном танков сопровождения (т.е. легких танков) и “пулеметок сопровождения” (танкеток), а “план-максимум” включал введение дополнительного батальона “маневренных” танков. В общей сложности предполагалось построить 112 легких и 60 средних танков, учитывая командирские и учебные машины.

Для выполнения этой программы в сентябре 1926 года, на совместном заседании руководства РККА, ГУВП и ОАТ, было принято решение о создании новых боевых машин. К этому времени стало ясно, что трофейные Renault FT-17 и британские “ромбовидные” танки для дальнейшей боевой эксплуатации не годятся. По части легких машин наибольшим доверием пользовался итальянский FIAT 3000A, доставленный в Советский Союз в 1925 году и произведший хорошее впечатление на военных. Прежде всего, по сравнению с его французским прототипом, “фиат” обладал меньшей массой и намного большей скоростью, что сыграло тогда главную роль. Высказывалась даже идея о закупке партии таких машин в Италии, но должной поддержки она не нашла – и тому были свои причины…

В конце 1924 года Московское танковое бюро ГУВП под руководством С.Шукалова получило задание разработать танки типа “M” и “C”. Как можно догадаться, танк типа “М” относился к классу “легких” – при массе 3-4 тонны и двигателе мощностью 30 л.с. он должен был иметь броню толщиной 15-16 мм, вооружение из 37-мм пушки и пулемета, и развивать скорость на дороге с твердым покрытием до 12 км\ч. Впоследствии проект претерпел ряд изменений, но общая схема была сохранена.

Рассмотрев предложенные варианты, среди которых были “рено”, “фиат” и проект ТО ГУВП военная комиссия пришла к выводу, что оптимальным вариантом будет выбор в пользу отечественной разработки, как наиболее полно отвечающей требованиям РККА. Так было принято решение о постройке силами завода “Большевик” одной “опытовой” машины. При этом массу танка повысили до 5 тонн, но сразу сделали оговорку о наличии двигателя мощностью 35 л.с. Эта боевая машина, которую действительно можно назвать первым советским танком, получила обозначение Т-16.

Как указывалось во многих более ранних источниках в проекте ТО ГУВП прослеживалось сильное зарубежное влияние. И правда, Т-16 унаследовал много общих черт от своего предшественника и непосредственного прототипа – французского танка FT-17.

Корпус Т-16 был клёпаным и собирался из броневых листов толщиной 6-12 мм. Компоновка танка была классической, с передним расположением отделения управления, боевым отделением в центре и моторно-трансмиссионным отсеком сзади. В носовой части танка, где размещался механик-водитель, находился трехстворчатый люк, предназначенный для посадки экипажа. Его вертикальные створки откидывались в стороны, а передний откидной щиток поднимался вверх. В щитке с правой стороны имелось отверстие для установки перископического прибора и узкая наблюдательная щель с броневой заслонкой. Перед люком устанавливались кронштейны осей направляющих колес, которые также служили механизмом натяжения гусениц.

В боевом отделении размещался командир танка. Он должен был обслуживать 37-мм пушку Гочкис и 6,5-мм пулемет системы Федорова, установленные в шестигранной башне, однако на опытном образце вооружение отсутствовало. Башня опиралась на подбашенный лист через шариковую опору и поворачивалась при помощи плечевого упора. Сиденье командира отсутствовало – вместо него к плечевому упору подвешивался ремень.

На крыше была установлена наблюдательная башенка с грибовидным колпаком, который откидывался на пружинах и фиксировался в открытом положении стопором. Во избежание травм башенку обили изнутри кожей, а наблюдательные щели имели кожаные налобники. С правого борта башни было выполнено вентиляционное отверстие со сдвижной заслонкой каплевидной формы.

Моторно-трансмиссионное отделение отгораживалось от боевого специальной заслонкой, в которой был сделан двустворчатый люк для доступа к двигателю. Поскольку необходимой силовой установки на тот момент в СССР не было, её создание поручили конструктору Микулину. В короткий срок был изготовлен двигатель воздушного охлаждения мощностью 35 л.с., который монтировался в едином блоке с коробкой передач. Хотя на испытаниях микулинский мотор слегка не дотянул до положенной мощности комплект запасных свечей позволял работать ему на любом бензине (фактически использовался бензин 2-го сорта). Горючее размещалось в двух баках общей ёмкостью 120 литров, которые находились в надгусеничных коробках. Сзади, на кормовом бронелисте, крепился стандартный для тех лет “хвост”.

Ходовая часть опытного танка, применительно на один борт, состояла из 6 опорных катков с пружинной свечной подвеской и 3 поддерживающих роликов малого диаметра с листовой амортизацией. Направляющее колесо находилось в передней части, ведущее – в задней. Гусеница танка мелкозвенчатая, с шириной трака 300 мм.

Таким образом, как внешне, так и по ряду конструктивных элементов Т-16 достаточно сильно напоминал FT-17. Однако, у советского танка был целый ряд преимуществ: меньшие геометрические размеры, меньшая боевая масса и более высокие скоростные показатели.
При постройке опытного образца завод “Большевик” столкнулся с целым рядом трудностей. В первую очередь не хватало обученного персонала и оборудования – достаточно сказать, что при сборке корпуса для окончательной подгонки бронелистов не хватало инструмента. Кроме того, не были вовремя поданы заклепки нужного типа и ряд других деталей. Новейший двигатель, от которого во многом зависела судьба танка, строился с нарушением технологического процессе, что в дальнейшем негативно сказалось при испытаниях Т-16. Прибывший на завод в 1928 году Микулин с удивлением обнаружил, что завод может делать такие сложные агрегаты, не имея даже элементарных измерительных приборов (результатом посещения завода стало то, что завод наконец-то получил аэротермометры и гигрометр, которые ему не поставляли более двух лет).

В результате производственных задержек первый прототип танка Т-16 удалось построить к марту 1927 года и в течении следующих нескольких месяцев танк проходил усиленные ходовые испытания. Впрочем, к лету стало ясно, что как боевая машина Т-16 не может быть рекомендован к принятию на вооружение РККА, поскольку его двигатель постоянно выходил из строя, а ходовая часть нуждалась в значительной доработке.

После серии изменений новый танк получил обозначение Т-18 (или МС-1) и уже к ноябрю был построен в количестве 30 экземпляров. Что касается первого опытного образца “малого” танка, то в 1928 году его передали в распоряжение Ленинградского ВО, где в период с 30 августа по 6 октября он участвовал в сравнительных испытаниях с легкими танками Т-18, FT-17, “Рено Русский” и тяжелым Mk.V. В целом машина показала неплохие характеристики, но неспособность Т-16 преодолевать рвы шириной более 1,5 метров и высокая центровка сильно сказывалась на его боевых качествах. В результате все дальнейшие работы были сосредоточены только Т-18.

Однако история Т-16 получила в скором времени продолжение. Согласно требованиям Системы танко-тракторного-автоброне-вооружения (СТТАВ) от 1929 года на вооружение РККА планировалось принять не только танки различных типов, но и вспомогательную технику, включая гусеничные трактора и тягачи. Как и в случае с танками тракторы распределили по трём категориям: «легковой (малый) трактор РККА», «средний трактор РККА» и «тяжелый (большой) трактор РККА». В целях унификации агрегатов трактора предписывалось создавать на основе имевшихся танковых шасси и двигателей к ним.

Одним из первых работу начали над “малым трактором”, который строился на основе танка Т-16 с использованием его ходовой части и отдельных агрегатов, находившихся на заводе “Большевик” с 1927 года и невостребованные заказчиком. Непосредственным проектированием занималось ГКБ ГАУ, а изготовление танка проходило на 2-м заводе ВАТО. По техническому заданию при массе не более 3500 кг трактор должен был развивать тяговое усилие порядка 3 тонн и перевозить 6 человек, однако предъявленный 12 мая 1931 года образец трактора в эти параметры не уложился. Масса машины составила 3930 кг (что было на 12% больше нормы), кузов позволял перевозить только 4 человек, а мощности 35-сильного двигателя было явно недостаточно для транспортировки груза требуемой массы. К тому же, при буксировке силовая установка сильно перегревалась, создавая опасность возгорания. Вдобавок, запас горючего оказался весьма мал, что в совокупности со сложностью эксплуатации данной машины заставило закрыть проект “малого трактора” на шасси Т-16.

Источники:
«Первые советские танки» М. Свирин, А. Бескурников (Армада №1 за 1995 год)
«Первый серийный танк малый сопровождения МС-1», Арсенал-Пресс, А. Бескурников, Москва 1992

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕХОТЫ
Т-16 обр.1927 г.

БОЕВАЯ МАССА 5080 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4350 (с «хвостом»)
3420 (без «хвоста»)
Ширина, мм 1800
Высота, мм 2140
Клиренс, мм 325
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка Гочкис и один 6,5-мм пулемет Федорова в башне (на прототипе отсутствовали)
БОЕКОМПЛЕКТ 81 снаряд
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 16 мм
борт корпуса – 16 мм
корма корпуса – 16 мм
башня – 18 мм
крыша — 6 мм
днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ МС, карбюраторный, 4-цилинровый, мощностью 34 л.с. при 1850 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков с вертикальной пружинной подвеской, 3 поддерживающих ролика с пластинчатыми рессорами, переднее напрвляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков шириной 300 мм
СКОРОСТЬ 14,5 км\ч по шоссе
8 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 35°
Высота стенки, м 0,50
Глубина брода, м 0,72
Ширина рва, м 1,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ

Источник: www.aviarmor.net

®AutoDesignEncyclopedia