Армения (СА)

КАТАЛОГ самодельных транспортных средств Армении

1977. GT77. Армения (СССР). Ереван. Автор неизвестен

1977. GT77. Армения (СССР). Ереван

Самодельный автомобиль GT-77 построенный в 1977 году с применением двигателя Skoda 1202 и шасси Москвич-412.

1979. САМАВТО. Армения (СССР). Ереван. Авторы: братья Альберт и Роберт Бабаян

1979. САМАВТО. Армения (СССР). Ереван. А. и Р.Бабаян

1980 (?). ЛЕНИНАКАН. Армения (СССР). Автор: Мкртич Погосян

1980 (не точно). ЛЕНИНАКАН. Армения (СССР). Автор: Мкртич Погосян

1981. Hodo (ОРОР), после 1983 года Zangezur (ЗАНГЕЗУР). Армения (СССР). Ереван. Автор: Генрик Иванович Матевосян

1981. Hodo (ОРОР). Армения (СССР). Ереван. Автор: Г.И.Матевосян

Первоначальный вариант:

После рестайлинга:

Название «Орор» — что в переводе с армянского означает «Чайка» — как нельзя лучше подходит для этого  самодельного автомобиля. Почему? А вы взгляните на него, когда открыты его двери…
Этот самодельный легковой автомобиль был создан в 1981 году Генриком Ивановичем Матевосяном, инженером-технологом ереванского производственного объединения «Электрон». Автомобиль был задуман как двухдверное купе «гран туризмо». Проект автомобиля был сделан за четыре месяца, а его сборка заняла около двух лет. Автомобиль изготавливался в домашних условиях, в одной из комнат обычной квартиры, а так же на балконе.

Лишь когда оставалось покрыть автомобиль кузовными панелями, автомобиль покинул квартиру создателя. Его сняли подъемным краном прямо с лоджии. Финальный этап создания автомобиля, связанный с работами по стеклоткани и эпоксидке, прошел недалеко от дома Генрика Ивановича, в сарайчике без электричества. Автомобиль был построен на агрегатах ВАЗ-2101, соответственно и компоновка у него была «классическая»: мотор спереди, ведущие колеса — задние. Кузов стеклопластиковый на пространственной раме из стальных труб. Снаряжённая масса автомобиля — около 850 кг. «Копеечный» двигатель был немного форсирован и развивал мощность порядка 68 л.с., что в сочетании с малой массой позволяло разогнаться автомобилю до 170км/ч. Расход топлива составлял 9-10 литров на 100 км. Фары «Орора», для улучшения аэродинамики, были сделаны убирающимися в капот с помощью электропривода. Для облегчения доступа в салон низкого автомобиля, двери были сделаны в виде крыльев чайки и открывались вверх, захватывая не только боковую поверхность, но и часть крыши. Посадачная формула машины «2+2», т.е. спереди два полноценных места, плюс два детских места сзади. Интересный факт из жизни машины: один из автопробегов «самоделок», в котором учавствовал автомобиль «Орор», проходил через город Тольятти. На Волжском автомобильном заводе решено было устроить соревнования для любителей самодеятельного автомобилестроения и профессионалов-водителей. Соревнования вызвали необыкновенный интерес: самодельные автомобили и серийные «Жигули»! Кто кого? Первым пришел Генрик Иванович. Спортивного облика самодельный легковой автомобиль, приземистый, устойчивый на поворотах, вырвался вперед и не оставлял шансов стандартным «Жигулям» до самого финиша.

В 1981 году во время первого всесоюзного пробега Москва-Тюмень у машины ещё не было названия. Название дал редактор технико-молодёжного журнала Василий Дмитриевич Захарченко (благодаря которому организовывались все всесоюзные автопробеги). Он тогда машину назвал «Oror», что в переводе с армянского означает «Чайка» (птица). В 1983 году автор переименовал машину в «Zangezur» (Зангезур — регион в Армении, где родился автор). Машина участвовала в пяти всесоюзных пробегах и во всех армянских автопробегах.  К 2000 году пробег машины составил 2 миллиона км., после чего автор стал мало на нем ездить.

На фотографиях 2010 года автомобиль красного цвета.

1982. САМАВТО. Армения (СССР). Авторы: братья Абрамян

1982. САМАВТО. Армения (СССР). Авторы: братья Абрамян

1982. САМАВТО. Армения (СССР). Автор неизвестен

1982. САМАВТО. Армения (СССР). Автор неизвестен

Фото с сайта www.allcarindex.com

1983. МУЛ. Армения (СССР). Автор: Станислав Хопшаносов. Агрегатная база: ВАЗ-2101

1983. МУЛ. Армения (СССР). Автор: Станислав Хопшаносов

МУЛ- самодельный автомобиль для путешествий, сконструированный инженером-конструктором ЕрАЗа Станиславом Холшаносовым (Ереван, Армения). Заднеприводный вездеход создавался по принципу «просто и надежно». В конструкции применялась пространственная рама, обшитая наружними панелями из алюминия. В качестве силовой установки был применен двигатель от ВАЗ-2101. От «Жигулей» автомобилю досталась  коробка передач, задний мост, электрика и фары. Передний мост конструктор изготовил самостоятельно, карданный вал был позаимствован у Волги ГАЗ-21 и доработан, рессоры зависимой подвески, приборы, стеклоочистители и бензобак достался вездеходу от УАЗ-469. Самодельная машина отлично показала себя в самых тяжелых условиях эксплуатации, всегда привлекала внимание публики, награждалась первыми премиями конкурсов и пробегов.

Более подробная информация о модели в журнале «Моделист-Конструктор» 1984/09

1983. ЧЕБУРАШКА. Армения (СССР). Автор: Лев Саакян. Агрегатная база: ЗАЗ-968

1983. ЧЕБУРАШКА. Армения (СССР). Автор: Л.Саакян

Агрегатная база: ЗАЗ

Особенностью модели являются поворачивающиеся в направлении поворота колес фары.

1986. МИР-86. Армения (СССР). Автор: Лев Саакян

1986. МИР-86. Армения (СССР). Автор: Л.Саакян

Фото с сайта www.allcarindex.com

1990 (?). САМАВТО. Армения (СССР). Автор неизвестен

1990 (не точно). САМАВТО. Армения. Автор неизвестен

2000 (?). САМАВТО. Армения. Автор неизвестен. Агрегатная база: ГАЗ-21

2010 (не точно). САМАВТО. Армения

2005. Hodo-2 (ОРОР-2). Армения (СССР). Ереван. Автор: Генрик Иванович Матевосян. Агрегатная база: Мазерати V6 BiTurbo (1984г.)

1989. Hodo-2

Это второй, построенный Г.И.Матевосяном автомобиль. Название HODO — это уменьшительно-ласкательное имя от Генриха (Генрих — Гендо — и в конце — Ходо). Эту машину автор строил довольно долго (начал в 1985 году до развала Советского Союза, но в течении долгого времени ничего не делал, и возобновил работы после 2000 года). Двигатель, коробка передач и задняя подвеска новой машины от Мазерати V6 BiTurbo (1984г.). Двигатель — карбюраторный (Вебер), без электроники, расположен спереди. Есть блок управления для турбин. Коробка передач — механическая, 5-ступенчатая. Передняя подвеска от ВАЗ, с некоторыми переделками, рулевое управление от легковой Тойоты, с гидроусилителем, панель приборов от Опеля. Задняя часть крыши быстросъемная. Развесовка 50/50.

®AutoDesignEncyclopedia