1940-1941.KIM 10-50

В январе 1939 года Глававтопром, входивший в Наркомат среднего машиностроения, принял решение организовать на автосборочном заводе КИМ производство малолитражных легковых автомобилей. За прототип был взят английский Ford Prefect. Однако кузов этого автомобиля выглядел уже достаточно устарело, и его пришлось дорабатывать. Все проектные работы по двигателю и шасси вела группа конструкторов НАМИ, которую возглавлял Андрей Николаевич Островцев (в апреле 1939 года он стал главным конструктором КИМ). При проектировании кузова был организован конкурс, в котором первое место заняла модель, сделанная горьковским художником-конструктором В.Бродским. По его модели в США на фирме BUDD разработали чертежи кузова и изготовили штампы. Однако участие американской фирмы наложило отпечаток на чертежи машины КИМ-10: многие размеры стали «некруглыми» (например, такие, как 76,2 мм вместо 75 мм), так как были переведены из «круглых» дюймовых в метрические. Одна из основных линий сетки проходит по передней границе кузова и отсека двигателя, вследствие чего нулевая линия не совпадает с осью передних колёс. В дальнейшем изготовление кузовов предполагалось осуществлять ан ГАЗе. Поковки, рессоры и рамы должен был делать ЗИС. Всего же в производстве КИМ-10-50 должны были 42 предприятия-смежника. Новому производству прочили выход на ежегодный выпуск до 50 тысяч экземпляров в самые сжатые сроки.

Уже 25 апреля 1940 года были собраны первые опытные образцы двухдверного КИМ-10-50 — три из них приняли участие в первомайской демонстрации на Красной площади в Москве. Три машины новой модели прошли по Красной площади во время первомайской демонстрации.
Кузов КИМ-10-50 — полунесущий, он прикреплен к очень лёгкой раме, которая начинает «работать» вместе с ним. Двухдверный кузов — дешёвый и простой в производстве. Для доступа к задним сиденьям боковые двери были сделаны очень широкими, а спинки передних сидений откидывались вперёд.
Кузов КИМ-10-50 имел немало новшеств. У него отсутствовала наружная подножка, как на других легковых автомобилях. Лобовое стекло было не плоским, а состояло из двух частей, расположенных под углом На КИМ-10-50 впервые в отечественном автомобилестроении нашел применение капот аллигаторного типа (как впоследствии на «Победе») вместо распространённых тогда капотов с подъёмными боковинами. Салон малолитражки был оснащен часами, что встречалось тогда только на автомобилях высшего класса. Запасное колесо разместили горизонтально в специальную нишу в задней части кузова, под багажником. На КИМ-10-50, вслед за ЗИС-101, нашли применение синхронизаторы на высших передачах. Среди других новинок следует упомянуть тонкостенные двухслойные вкладыши подшипников коленчатого вала двигателя, центробежный автомат опережения зажигания, стеклоочиститель, работающий под воздействием разрежения во впускной трубе двигателя.
Двигатель и шасси отличались простотой, дешевизной и долговечностью. Нижнеклапанный двигатель, взаимозависимая подвеска колёс на двух поперечных рессорах, механический привод барабанных тормозов, отдельная рама в то время использовались в конструкциях многих малолитражек. Диски колёс снабжены отверстиями (с отбортовкой) и довольно крупными колпаками, на которых выштамповано и окрашено в красный цвет углубление со светлыми буквами «КИМ».
Существует несколько версий отказа от производства этой модели. По одной версии, техническим несовершенством машины возмутились герои, которым достались первые образцы «КИМов». По другой версии – виной всему был журналист газеты «Известия», побывавший на заводе осенью 1940 года. После посещения завода им была написана статья о старте производства, а на деле машина при этом к производству была совершенно не подготовлена. Сталин потребовал машины к осмотру, удивившись, что готовится выпуск новой модели, не одобренной им. Говорят, что во время осмотра, вождь уселся на переднее сиденье и предложил автозаводцам составить ему компанию. Но когда шофер попытался дать им протиснуться на заднее сиденье, сидящий рядом Сталин остановил его: «Сидите, товарищ». Это был приговор, и аргументы авторов машины в пользу двухдверных авто уже ничего не могли решить. Якобы именно после этих событий на модификации КИМ-10-50 поставили крест, а на ГАЗе срочно перепроектировали кузов в четырехдверный, получивший обозначение КИМ-10-52 (началу серийного выпускаКИМ-10-52 помешала война, а вот из уже отштампованных примерно пятисот комплектов собрали-таки товарные машины. Большей частью это были седаны, хотя помимо них завод изготовил еще и небольшое количество фаэтонов КИМ-10-51. Интересным фактом является также, что небольшая партия этих автомобилей была собрана в 1945 году в Ульяновске серией в количестве десяти штук.).
Первые опытные образцы КИМ-10-50 имели фары обтекаемой формы, установленные на кронштейнах на передних крыльях. К слову, именно эти автомобили участвовали в демонстрации 1 мая 1945 года. Серийный автомобиль сохранил принятую на опытных образцах форму кузова, крыльев, капота и облицовки радиатора, только фары были смонтированы на передней панели, как на позднейших автомобилях «Москвич-400-420». Указатели поворотов были выполнены в виде выбрасывающихся стрелок-семафоров. Дверные петли выступали из поверхности кузова. Бамперы очень простой формы крепились четырьмя заклёпками к пластинам-рессорам; в середине переднего бампера — отверстие для заводной рукоятки. Подфарников не было – вместо них использовались дополнительные лампочки в фарах. КИМ-10-50 окрашивали в ярко-красный, черный, серо-зелёный или темно-зелёный цвета. Обивка была из ткани бежевого цвета.
Всего сохранилось не более 6 экземпляров этого автомобиля. Прекрасно сохранившийся КИМ 10-50 (даже с шинами и аккумулятором довоенного производства) находится в музее АЗЛК.

Техническая характеристика:
Годы выпуска: 1940 — 1941, 1945
Колесная формула 4×2
Двигатель: 30л.с./4000об/мин, 4-цил 4-тактный, 1172 куб.см
Длина: 3960мм, ширина: 1480мм, высота: 1650мм
База: 2385мм
Дорожный просвет: 210мм
Колея передних колёс: 1145мм
Колея задних колёс: 1145мм
Радиус поворота: 6,3 м
Диаметр цилиндра/Ход поршня: 63,5/92,5 мм
Степень сжатия: 5,75 : 1
Карбюратор: MЛ-1
Коробка передач: 3 скорости
Вес без нагрузки: 840кг
Максимальная скорость: 90 км/ч
Размер шин: 5,00-16 дюймов
Ёмкость топливного бака: 32 л
Расход топлива: 9 л/100км

Источник: www.denisovets.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *