1915. Вездеход Пороховщикова

1915. Вездеход Пороховщикова

А.А.Пороховщиков

А.А.Пороховщиков

“Вездеход”

Экспериментальная гусеничная машина

Разработчик: А.А.Пороховщиков
Год начала работ: 1915
Год постройки первого прототипа: 1915
Проект не получил развития из-за крайней недоработаности и невозоможности использования машины в боевых условиях.

О “первом русском танке” конструкции Пороховщикова в отечественной историко-технической литературе написано немало статей, большей частью описывавших эту машину с положительной точки зрения и с явной претензией на мировое первенство. С некоторыми доводами описанными в этих источниках трудно не согласиться, однако действительно ли “танк Пороховщикова” был первым в мире и реальным ли было его боевое использование?

История этой удивительной машины, по всей видимости, началась в августе 1914 года. Вступив в войну с технически более оснащенной германкой армией Россия поставила себя в незавидные условия. Единственным преимуществом, которым могла воспользоваться царская армия, была авиация, но её использование не отличалось особой грамотностью. Зато в плане оснащения войск автотранспортом Германия заметно опережала Россию, позволяя быстро перебрасывать войска в нужный район. Чтобы сократить это отставание российское военное ведомство предприняло несколько значительных шагов, включая развертывание проектирования бронеавтомобилей вооруженных пулеметами и пушками. Более радикальный вариант оснащения армии бронированными боевыми машинами был предложен штабс-капитаном Пороховщиковым. Вначале войны он обратился в Особый комитет по усилению флота, обещая создать вездеходную бронемашину на гусеничном ходу. Никаких существенных документов Пороховщиков тогда не предоставил и лишь 9 января на приёме у начальника снабжений Северо-Западного фронта генерала Данилова у изобретателя уже имелись готовые чертежи и смета постройки боевой машины, называемой “Вездеход”. По всей видимости, предварительные расчеты Пороховщикова пришлись по душе высшему военному руководству, тем более, что кроме высокой проходимости была обещана плавучесть машины.

Разрешение на постройку “Вездехода” было получено 13 января 1915 г., а проектные данные были оговорены в особом докладе №8101. Работы начались в авторемонтной мастерской в Риге, где в распоряжение Пороховщикова были предоставлены необходимые средства и 25 мастеровых из народного ополчения. Наблюдение за постройкой машины вёл начальник Рижского отдела по квартирному довольствию войск военный инженер полковник Поклевский-Козелло.

Конструкция «Вездехода» была необычна. Сварной каркас опирался на одну широкую гусеницу из прорезиненной ткани, натянутую на четырех барабанах, причем передний барабан был заметно приподнят над опорной поверхностью. Пятый барабан прижимал гусеницу сверху. Задний барабан был ведущим, вращение на него передавалось через коробку передач и карданный вал от карбюраторного двигателя мощностью 10 л.с. Удельное давление на грунт должно было составлять всего около 0,05 кг/см.кв. По бокам от гусеницы помещались две колонки с небольшими колесами, которыми водитель управлял с помощью штурвала – таким образом осуществлялся разворот всего корпуса.

Машина снабжалась обтекаемым корпусом с нишей воздухо¬заборника впереди. Интересно, что бронирование “Вездехода” было многослойным: она состояла из лицевого цементированного 2-мм стального листа, амортизирующей прокладки из волос и водорослей, и еще одного стального листа с суммарной толщиной 8 мм.

Оригинально была выполнена ходовая часть. По хорошей дороге “Вездеход” должен был двигаться на заднем барабане и колесах, а на рыхлом грунте “ложиться” на гусеницу. Такая схема, при относительной простоте, обладала одним глобальным недостатком – фактически “Вездеход” мог двигаться только по прямой, поскольку поворот направляющих колес влево-вправо мог привести к их полной поломке. Тем не менее, тогда об этом только догадывались и постройка машины, начавшаяся в феврале 1915 г., была завершена спустя 4 месяца.

Опытный образец “Вездехода” представлял собой скорее опытное шасси, на которое был установлен деревянный макет корпуса, догруженного до расчетной массы балластными мешками. Постройка бронекорпуса шла параллельно со сборкой ходовой части, причем его отдельные элементы подвергли обстрелу, а затем установили на легковое шасси с целью проверки на пулестойкость.

Первые испытания “Вездехода” провели 18 мая – машина довольно уверенно шла по хорошей дороге на гусенице, хотя переход на колеса при этом не производился. После небольших доработок решили провести официальную демонстрацию “Вездехода”, которая состоялась 20 июля 1915 г. Вопреки расчетам Пороховщикова возможности его машины были очень далеки от боевых. Хуже того, механизм поворота на ходу оказался крайне ненадежным и при испытаниях, в ряде случаев, водителю приходилось пользоваться шестом. Конструкция ходовой части была признана несовершенной, так как гусеница нередко соскакивала с барабанов. Уже в процессе испытаний Пороховщиков попытался устранить этот недостаток, сделав по три кольцевых направляющих желоба, а на внутренней поверхности гусеницы – соответственно три центрирующих выступа. Впрочем, это не спасало гусеницу от проскальзывания по барабанам. Размещение экипажа по-автомобильному (“плечом к плечу”) тоже не являлась оптимальной. При такой компоновке командир машины, являвшийся ещё и пулеметчиком, мешал бы водителю. Кроме того, установка даже одного пулемета “максим” в цилиндрической башне и боезапаса (по различным источникам он должен был составлять от 8000 до 10000 патронов) была крайне затруднительна из-за большой тесноты внутри корпуса. Единственным преимуществом была лишь высокая скорость “Вездехода”, составившая 40 верст в час (около 43 км\ч) по твердому грунту.

Опытная машина, с перерывами, продолжала испытываться до декабря 1915 г., после чего генерал-лейтенанту Коваленко было послано соответствующее донесение. В частности указывалось, что “построенный экземпляр “Вездехода” не выказал всех тех качеств, которые обусловлены докладом № 8101, например, не мог ходить по рыхлому снегу глубиной около 1 фута (30 см), а испытания хода по воде сделано не было…”

Между тем, машина Пороховщикова не считалась боевой, в виду отсутствия на ней бронирования и вооружения, и в документах она фигурировала как “самоход” – то есть автомобиль. По признанию самого конструктора, первый образец созданного им “русского танка” действительно обладал рядом недостатков, но все они являлись причинами отхода от проекта. По его мнению, можно было добиться намного лучших результатов, если бы “Вездеход” имел большее расстояние между барабанами, более мощный двигатель и рифленую гусеничную ленту.

От дальнейших работ по “Вездеходу” решили отказаться, тем более, что за это время было истрачено 18090 рублей. Военное ведомство обязало Пороховщикова вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины, а сам “Вездеход” отправить в ГВТУ. Однако Пороховщиков не спешил выполнить эти требования. Он даже задержал на некоторое время у себя 15 мастеровых и выделенный ему на время разработки филиалом фирмы “Форд”. На неоднократные напоминания из ГВТУ он отвечал 13 июня, что“себестоимость “Вездехода” выразилась в сумме около 18 000 рублей, причем весь перерасход… покрыт… из личных средств”. Впрочем, представленные им документы свидетельствовали, что расходы составили 10 118 рублей 85 копеек, причем сюда Пороховщиков включил деньги на покупку двух пистолетов, семи папах и т.п. вплоть до “чаевых курьерам в Петрограде”.

Тут история “Вездехода” могла бы закончиться, но в ноябре 1916 года в Россию дошли первые вести о применении британских танков на реке Сомма, принесших союзникам небывалый успех. В Генеральном Штабе заволновались, что российская армия до сих пор кроме бронеавтомобилей на шасси коммерческих машин ничего более ценного не получила, что выразилось в искренней заинтересованности получить на вооружение хоть какой-нибудь полноценный танк. В январе 1917 года начались переговоры с англичанами и французами о закупках гусеничных боевых машин, но сотрудничать согласились только последние. Здесь очень кстати подоспел Пороховщиков с новым проектом, названным “Вездеход №2” или “Вездеход 16 г.”

Согласно представленной им 17 января 1917 года документации и масштабной модели это был действительно танк с колесно-гусеничным ходом. В отличии от предшественника “Вездеход №2” был оснащен более совершенной ходовой частью. На ось заднего (ведущего) барабана были жестко посажены автомобильные колеса, имеющие больший, чем у барабана, диаметр. Еще два колеса (передние колеса), с помощью которых как у автомобиля выполняются повороты, посадили на ось второго барабана. При движении по дороге с твердым покровом «Вездеход-2» опирался на грунт только колесами и двигался, как автомобиль; гусеница перематывалась вхолостую. На рыхлой почве колеса погружались в грунт, гусеница садилась на грунт и начиналось движение на гусеничном ходу. Поворот и в этом случае осуществлялся с помощью тех же колес, что и при движении на колесном ходу.

Также Пороховщиков ввел новое свое изобретение – “броневую рубку” из трех независимо вращающихся поясов, в каждом крепился пулемет “Максим”. Еще один “Максим” ставился в лобовом листе корпуса рядом с водителем. Броневая защита не превышала 8 мм.

В виду наличия огромного количества насущных дел Броневое отделение авточасти ГВТУ рассмотрело этот проект только 20 сентября. Доклад делал инженер-техник отделения Л.Е.Земмеринг, указавший на целый ряд недостатков. В качестве примера можно привести мнение Броневого отделения:

“относительно “броневой рубки”;

а) слишком мала высота отдельных поясов…

б) работа трех пулеметчиков одновременно по одному борту невозможна ввиду недостаточного радиуса рубки,

в) работа трех пулеметчиков в противоположных направлениях невозможна по той же причине,

г) невозможно устройство термосифонного охлаждения пулеметов,

д) не указаны расположение и конструкция сидений пулеметчиков,

е) недопустимо катание башни по зубчатым рейкам на роликах”.

«Относительно движителя»: 

“Ввиду того, что при движении по обычной дороге “Вездеход” перед обычным автомобилем не имеет никаких преимуществ, а наоборот, имеет только недостатки, как-то: отсутствие дифференциала, наличие одной ленты вместо двух и прочее, а при движении по рыхлой почве автомобиль вовсе не пойдет, ввиду наличия массы различных препятствий, вытекающих из несовершенства конструкции, неминуемого проскальзывания ленты по барабану и невозможности поворотов, Комиссия находит, что проект “Вездехода” конструктора Пороховщикова в его настоящем виде не заслуживает никакого внимания”.

Таким образом, проект “Вездеход №2” одобрения не получил, а все дальнейшие работы по русским танкам были свернуты после революции. Собственно гусеничные машины конструкции Пороховщикова полноценными танками назвать можно с большой натяжкой. В своих проектах русский изобртатель допустил множество ошибок и просчетов (правда, в 1915-1916 гг. они ещё не были очевидными), что похоронило оба «танка» ещё до постройки бронированного опытного образца. Да и «первым танком в мире», как принято именовать “Вездеход” в русскоязычных военно-исторических кругах, он тоже не был — достаточно вспомнить проекты и прототипы французских бронированных тракторов того же периода.

Источники:
И.Шмелев «Первые» (Техника-Молодежи №2 1979 г.)
С.Л.Федосеев «Танки Первой Мировой войны». АСТ. Москва. 2002
Компоновка «Вездехода» обр.1915 г. (с башней)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ
«ВЕЗДЕХОД» обр.1915 г.

БОЕВАЯ МАССА 3500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3600
Ширина, мм 2000
Высота, мм 1500 (без башни)
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ два 7,62-мм пулемета «максим»
БОЕКОМПЛЕКТ 8000 — 10000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ (по проекту) лоб корпуса – 8 мм
борт корпуса – 8 мм
корма корпуса – 8 мм
башня — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ «Вольт», карбюраторный, 2-цилинровый, мощностью 10 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ одногусеничная, с тремя опорными, одним натяжным и одним прижимным барабанами, задний барабан — ведущий
СКОРОСТЬ 43 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ

Источник: www.aviarmor.net

®AutoDesignEncyclopedia