Schacht

Schacht

  США / 1904-1914

История марки Schacht

Schacht Runabout — Телега и телега — только что с мотором. У американцев, правда, бытовало другое наименование: «highwheelet» – «экипаж на высоких колесах», то есть «на колесах большого диаметра». То, что теперь (с поправкой на уровень технологии) называется «bigfoot». Этот Schacht Runabout на метрового диаметра колесах выпускался с 1904 по 1910 год экипажным предприятием мистера Шихта в Цинциннати, штат Огайо, и адресовался в первую очередь фермерам, которые испокон веков ездили по расхлябанным дорогам американской «глубинки» на конной тяге и, что называется, в ус не дули. Чтобы убедить их пересесть «с лошади на мотор», фирма на правах рекламы публиковала сравнительные цены на свою продукцию и на гужевые повозки, не забывая включить в стоимость этих последних те деньги, что придется выложить за хорошую рабочую лошадь. (Выходило примерно  680 долларов.)

Одной из сильных сторон самодвижущейся телеги Schacht была ее предельная простота. Двенадцатисильный оппозитный мотор имел всего два цилиндра, трансмиссия была фрикционной (ни тебе шестерен, ни приводных ремней, — красота!), в качестве рулевого механизма использовалась пара «червяк и сектор», а резина на колесах стояла сплошная, — что подавалось как преимущество: «никаких проблем с проколами»! Другая сильная сторона машины Schacht Runabout — ее надежность: рама и колеса выполнялись из крепкой древесины белого ясеня, система охлаждения имела емкость 13 литров, — так что ненужным оказывался привычный для того времени водяной бак, — и вообще конструкция была выдержана в сугубо «тележном» стиле: пусть грубо, зато не подведет. На случай «капитальной» неисправности массу автомобиля постарались удержать в пределах четырех с половиной сотен килограммов, чтобы его легче было дотолкать вручную до ближайшей деревни, где в дело включился бы сельский кузнец.

При всей нарочитой ее простоте, примитивной конструкцию автомобиля никак не назовешь. Для своего времени это был вполне современный моторизованный экипаж: барабанные тормоза, остроумная и очень удобная в пользовании бесступенчатая трансмиссия, водяное охлаждение (хотя многие производители аналогичных машин ради пущей простоты и дешевизны довольствовались воздушным), передовая по тогдашним понятиям система зажигания… Одна система смазки чего стоила: в ней было задействовано, ни много ни мало, шесть масляных насосов, приводимых от коленчатого вала, — причем каждый насос можно было регулировать независимо от других!

Предприятие Шахта было известно в до автомобильной Америке, пожалуй, не меньше, чем экипажные мастерские братьев Студебекер в штате Индиана. До описанной нами «самодвижушейся телеги» эта фирма пыталась выйти на автомобильный рынок с легковой машиной «прогулочного» типа, но потерпела неудачу, так как подобного рода автомобили уже выпускались другими компаниями. Сориентировавшись в ситуации, предприятие переключилось на выпуск только что описанной здесь модели, — которую с наших нынешних позиций можно рассматривать как «многоцелевой внедорожник» (предлагались как чисто грузовые модификации данного автомобиля, так и более-менее приспособленные для перевозки пассажиров). Так что перед нами — не просто моторизованная колымага, но далекий предок целого класса машин, пользующегося сейчас популярностью прямо-таки оглушительной…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *