Vabis

Vabis

Швеция / 1891-1911/  Vagnfabriks Aktiebolaget i Södertälje

shveciya

1900. Vabis

История марки Vabis

Питер Петерсон

Шведская фирма VABIS была зарегистрирована 5 ноября 1891 года в пригороде Стокгольма городе Сёдертелье, как изготовитель железнодорожных вагонов под называнием Vagnfabriks Aktiebolaget i Södertälje. Это было вагоностроительное дочернее предприятие сталелитейной фирмы Surahammars Bruks AB. Однако вскоре внутренний рынок вагонной продукции был перенасыщен и Петеру Петерсону, главе предприятия, пришлось искать иные источники доходов. Так на мощностях завода стали изготавливать гужевой транспорт. В конце 1896 года для создания автомобилей был привлечён инженер Густаф Эриксон (Gustaf Erikson).

Густав Эриксон

Через год появилась 4-местная легковая модель «A» — первый шведский автомобиль. Это был четырёх цилиндровый 6-ти сильный автомобиль, зажигание происходило благодаря трубке накаливания, вместо руля — румпель, кузов полностью изготовлен из дерева. Особенностью мотора было то, что он работал на керосине, потому что 37 летний инженер посчитал бензин слишком опасным топливом. Однако на испытаниях в апреле месяце автомобиль постоянно ломался и отказывался ехать, пришлось ставить крест на этом прототипе.

В 1898 Эриксон строит новый авто, установив на этот раз на карету 4-х тактный мотор работающий на бензине, он был 2х-цилиндровым объёмом 2.7 л и мощностью 10л/с, с установленным друг против друга цилиндрами, т.е оппозитного типа, двигатель получился не плохим, однако проблем доставляла система зажигания, которая как и годом ранее работала от трубки накаливания, однако вскоре Эриксон придумал свою искровую систему зажигания, и первые серийные машины пошли в производство. В некоторых источниках указывается, что Густав на тот момент обладал проектом постройки автомобиля собственной конструкции, но самостоятельно реализовать идею не мог. Видимо он сам активно искал компаньонов и нашел их на VABIS. Как бы то ни было в обязанности Густова входило создание нового двигателя.  Созданный им первый двухтактный двигатель, где в качестве горючей смеси использовался керосин, так как бензин  Густав Эриксон считал очень взрывоопасным, не смог сдвинуть  шасси (построенную из дерева четырехместную повозку) с места. Густав не опустил рук и создал второй вариант двигателя, тоже двухтактный,  который установил на это же шасси. На этот раз на автомобиле удалось проехать по двору завода, что вселяло надежду в его создателя. Решили провести ходовые испытания и по воспоминанием, очевидцев все выглядело так: «В машине сидели 4 человека, а еще двое толкали, запуская двигатель сходу. Мотор заработал, и машина покатилась вперед, выпуская густые клубы белого дыма. Однако как только Эриксон попробовал отрегулировать скорость, она заглохла. Ее растолкали еще раз, и она покатилась, набирая ход, пока не уперлась в стену. Почему ее не удалось повернуть, никто не помнит, однако стена выдержала удар. Директор компании Петерсон, вынув изо рта трубку, с которой он никогда не расставался, резюмировал: «По крайней мере, эта штука  производит много дыма…». Расстроились все конечно, но работу решили не бросать.  Эриксон решил изменить конструкцию и создать четырехтактный двигатель, который в качестве горючей смеси использовал бы бензин. И у него получилось! Его установили на новое чуть облегченное и усовершенствованное шасси и прокатились на первом автомобиле, созданном в Швеции! К сожалению, первое шасси в первозданном виде не сохранилось. Но благодарные потомки воссоздали его и даже не в одном экземпляре.  Первая реплика находится в музее Scania  в Сьодертеле (вот тут есть хороший отчет из музея http://fishki.net/auto/158240-muzej-scania-v-shvecii-32-fotovideo.html) . Вторая реплика первого шасси находится в музее клуба любителей велосипедов и мотоциклов MCHK Mälardalen в городе Сюрахамар, причем последнее сделали действующим, в отличии от прототипа. Правда не известно какой стоит там двигатель. Второе шасси сохранилось в первозданном виде. По всей видимости из-за того что его берегли больше, как же все же первый действующий шведский автомобиль. Ранее оно экспонировалось в офисе одного из дилеров Scania (на некоторых фото можно его увидеть, там где неправильная табличка 1897 год, на самом деле должен быть 1898), теперь его можно увидеть в экспозиции Технического музея в Стокгольме.

В 1902 году, когда фирма была одним из лидеров в Швеции по производству ДВС для судов, начинается производство своих первых грузовых автомобилей, которые оснащались 12-ти сильными моторами, однако смешная не сегодняшний день мощность, и 2-х ступенчатая коробка передач не мешали тащить груз весом в полторы тонны.

В 1903 году фирма строит несколько одноцилиндровых машин с мотором объёмом 1.4 л и мощностью в 8л/с, однако вскоре появляются более мощные и современные легковые машины: 2-х цилиндровый BP/F 10/12HKR с 1.9 л мотором, и 4-х-цилиндровые AP/G 2S 12/14HKR c 2-х литровым мотором и 3.8 л модель CP/F 20/24HKR. Это были малочисленные машины, которые были произведены количеством не более 30 экземпляров в общей сложности, по правде говоря, грузовых машин за всё это время было построено еще меньше, т.к. автомобильное производство не приносило особого дохода.

13 июня 1906 года аббревиатура VABIS была зарегистрирована в качестве торговой марки.

В 1908 году умирает Петер Петерсон, который и был скажем так главным локомотивом, тянущим производство автомобилей.

В 1909 году фирма Vabis строит новый 3-х тонный грузовик, который выигрывает главный приз в тестовом пробеге грузовиков, устроенным Королевским Автомобильным Клубов Швеции. Пришло около 50 заказов на них, однако вдруг почему-то один за одним стали приходить отзывы заказов. В итоге за весь 1909 год удалось реализовать всего пять грузовых автомобилей и семь легковых. Стало ясно что автомобильное производство для фирмы убыточно. Новое руководство решает выставить предприятие на торги, либо вообще прекратить его существование, но тут в ноябре 1910 года на помощь приходит Пер Альфред Нордеман, глава фирмы Maskinfabriksaktiebolaget Scania. Формально весной 1911 года фирма Vagnfabriks объединилась с компанией Scania, дав имя более известному производителю Scania-Vabis.

По материалам: https://lischita.livejournal.com/3367.html и https://www.drive2.ru/ (Алексей Васильев, Забытые имена. Глава 12. Scania-Vabis)