Vabis

Vabis

Швеция / 1891-1911

Vagnfabriks Aktiebolaget i Södertälje, Sodertal, Sweeden
1900. Vabis

1891. Vabis

 

История марки Vabis

Питер Петерсон

Шведская фирма VABIS была зарегистрирована 5 ноября 1891 года в пригороде Стокгольма (Stockholm) городе Сёдертелье (Sodertal), как изготовитель железнодорожных вагонов под названием Vagnfabriks Aktiebolaget i Södertälje. Это было вагоностроительное дочернее предприятие сталелитейной фирмы Surahammars Bruks AB. Однако вскоре внутренний рынок вагонной продукции был перенасыщен и Петеру Петерсону (Peter Peterson), главе предприятия, пришлось искать иные источники доходов. Так на мощностях завода стали изготавливать гужевой транспорт. В конце 1896 года для создания автомобилей был привлечён инженер Густаф Эриксон (Gustaf Erikson).

Густав Эриксон

Через год появилась четырехместная легковая модель «A» — первый шведский автомобиль. Это был четырёхцилиндровый 6-ти сильный автомобиль. Зажигание происходило благодаря трубке накаливания, вместо руля — румпель, кузов полностью изготовлен из дерева. Особенностью мотора было то, что он работал на керосине, потому что Эриксон считал бензин слишком опасным топливом. Однако на испытаниях в апреле месяце автомобиль постоянно ломался и отказывался ехать, пришлось ставить крест на этом прототипе.

В 1898 Эриксон строит новую машину, установив на карету 4-х тактный мотор, работающий на бензине. Он был двухцилиндровым, рабочим объёмом 2,7 литра и мощностью 10 л/с, с установленными друг против друга цилиндрами. Двигатель получился не плохим, однако проблем доставляла система зажигания, которая как и годом ранее работала от трубки накаливания. Вскоре Эриксон придумал свою искровую систему зажигания, и первые серийные машины пошли в производство. Двигатель установили на новое, чуть облегченное и усовершенствованное шасси. Реплика  первого шведского автомобиля находится в музее Scania  в Сёдертелье. Вторая реплика первого шасси находится в музее клуба любителей велосипедов и мотоциклов MCHK Mälardalen в городе Сюрахамар (Syurahamar), причем последнее сделали действующим, в отличии от прототипа. Правда не известно какой стоит там двигатель. Второе шасси сохранилось в первозданном виде. Теперь его можно увидеть в экспозиции Технического музея в Стокгольме.

В 1902 году, когда фирма была одним из лидеров в Швеции по производству ДВС для судов. В тоже время она начала производство своих первых грузовых автомобилей, которые оснащались 12-ти сильными моторами. Смешная на сегодняшний день мощность, и 2-х ступенчатая коробка передач не мешали тащить груз весом в полторы тонны.

В 1903 году фирма строит несколько одноцилиндровых машин с мотором объёмом 1,4 литра, мощностью 8 л/с. Однако вскоре появляются более мощные и современные легковые машины: двухцилиндровый BP/F 10/12HKR с 1,9 литровым мотором, четырехцилиндровые AP/G 2S 12/14HKR c 2-х литровым мотором и 3,8 литровые CP/F 20/24HKR. Машины были произведены количеством не более 30 экземпляров.

13 июня 1906 года аббревиатура VABIS была зарегистрирована в качестве торговой марки.

В 1908 году умер Петер Петерсон.

В 1909 году фирма Vabis строит новый 3-х тонный грузовик, который выигрывает главный приз в тестовом пробеге грузовиков, устроенным Королевским Автомобильным Клубов Швеции. Пришло около 50 заказов на них, однако вдруг почему-то один за одним стали приходить отзывы заказов. В итоге за весь 1909 год удалось реализовать всего пять грузовых автомобилей и семь легковых. Стало ясно что автомобильное производство для фирмы убыточно. Новое руководство решает выставить предприятие на торги, либо вообще прекратить его существование, но тут в ноябре 1910 года на помощь приходит Пер Альфред Нордеман (Per Alfred Nordeman), глава фирмы Maskinfabriksaktiebolaget Scania. Формально весной 1911 года фирма Vagnfabriks объединилась с компанией Scania, дав имя более известному производителю Scania-Vabis.

По материалам: https://lischita.livejournal.com/3367.html и https://www.drive2.ru/ (Алексей Васильев, Забытые имена. Глава 12. Scania-Vabis)