1920. Русский Рено (Renault FT) — легкий танк

1920. Русский Рено (Renault FT) - легкий танк

Первые танки Renault FT прибыли в Россию 12 декабря 1918 года. 20 бронированных машин, которые входили в состав 3-й роты 303-го полка штурмовой артиллерии, были выгружены в порту Одессы вместе с французскими и греческими пехотными частями. 18 марта 1919 года четыре танка этой роты были захвачены в бою у станицы Берёзовская недалеко от Одессы. Силы интервентов позорно бежали с поля боя, и наступающей 1-й Заднепровской бригаде Никифора Григорьева (впоследствии поднявшей мятеж против большевиков) достались богатые трофеи. Один из танков было решено направить в подарок в Москву лично Владимиру Ленину. Оставшиеся три танка увезли в Харьков (в то время — столицу Советской Украины). Вождю мирового пролетариата очень понравилась «французская новинка», и в середине апреля 1919 года возникла идея продемонстрировать танк на первомайском параде в Москве. Для этого пришлось затребовать с Украины ещё один «Рено» (первый доставленный оказался некомплектным и не на ходу). Второй танк привезли в Москву в последнюю неделю апреля, и его механиком-водителем был назначен бывший авиатор Б. Россинский. Разобравшись за одну ночь с особенностями конструкции незнакомой машины, Россинский вместе с двумя помощниками собрал из двух танков один «ходовой», а затем с честью выполнил поставленную задачу, открыв тем самым эру первомайских танковых парадов в СССР. Было принято правительственное постановление о производстве танков Renault FT в РСФСР, и 10 августа того же года совместным решением Совнаркома и Совета военной промышлености завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде стал специализированным предприятием — изготовителем танков.

Танк, принимавший участие в первомайском параде, прибыл на завод 29 сентября 1919 года в разобранном виде в трёх железнодорожных вагонах. Проверка комплектности выявила отсутствие некоторых деталей — по всей видимости, их банально украли в пути. Неприятным сюрпризом для инженеров оказалось отсутствие у Renault FT коробки перемены передач. Техническую документацию, включая перепроектирование утерянных деталей и разработку технологического процесса производства, создала специально организованная группа инженеров Сормовского завода во главе с Н. И. Хрулёвым и П. И. Салтановым. Все проектно-технические работы были завершены через три месяца, и в декабре сборка танков «Русский Рено» началась. В 1920–1921 годах было изготовлено 15 танков, причём каждый из них получил собственное имя. Первый, ставший наиболее известным, назывался «Борец за свободу товарищ Ленин» и был преподнесён в подарок Льву Троцкому (в те годы председателю Реввоенсовета РСФСР). От французского танки отличались тем, что были вооружены пушками разных типов, бывшими на тот момент в наличии у молодой страны Советов. Башню характерной шестигранной формы воспроизвели без изменений, хотя во Франции танки Renault FT уже были модернизированы и получили коническую башню. Из-за отсутствия промышленной базы для производства бронетанковой техники выпуск танков ограничился 15 экземплярами. Броневые, как они тогда назывались, подразделения Красной Армии долгое время комплектовались трофейными английскими машинами.

®AutoDesignEncyclopedia