1916. Танк Рыбинского завода (проект)

1916. Танк Рыбинского завода (проект)

Проект танка Рыбинского завода

Разработчик: Рыбинскмй завод
Год начала работ: 1916
Год выпуска первого прототипа:
Проект не реализован по причине дезорганизации производства

Одним из самых загадочных проектов первых русских танков можно справедливо считать так называемый “танк Рыбинского завода”. Первое упоминание о нём встречается в книге Мостовенко “Танки”, изданной в 1956 году. В ней автор приводил расчетные технические характеристики двух танков, и разрезы одного из них, который именовался “бронированный трактор большой мощности”.

Согласно первому проекту танк имел массу 20 тонн, экипаж 4 человека и бронирование 10-12 мм. Компоновка танка была немного нестандартной. В передней части корпуса, ровно по центральной оси размещался механик-водитель. Справа от него устанавливался пулемет (тип не указан, но это могла быть 20-мм автоматическая пушка), обслуживаемый одним пулеметчиком. В средней части корпуса находилось моторное отделение, где устанвливался двигатель мощностью 200 л.с. В корме был оборудован орудийный отсек со 107-мм орудием .

Танк второго проект был намного легче и весил 12 тонн. Шасси, двигатель и общая компоновка, скорее всего, оставались без изменений. Расчетная скорость оценивалась в 12 км\ч. Изменился состав вооружения – вместо 107-мм предполагалось использование более скорострельного 75-мм орудия.

Как видно и представленных эскизов, оба проекта были неплохо проработаны, однако никакого упоминания о них в архивах нет (!). Сейчас распространена версия, что “рыбинские танки” были первоапрельской шуткой офицеров Академии бронетанковых войск, опубликовавших эти проекты в академической газете. Тем не менее, все основания полагать, танк Рыбинского завода всё же существовал.

В начале 1917 года российское военное ведомство начало “прощупывать почву” у союзников с целью возможности закупки новой бронетехники. По части танков весной того же года была достигнута договоренность о поставке 390 Schneider CA-1, но после более детальной оценки их боевых возможностей в сентябре был сделан выбор в пользу легких FT-17. Конечно, реализовать эти планы в 1917 году не удалось из-за общей дезорганизации власти, но несколько ранее представители фирмы “Русский Рено” выступили с очень заманчивым предложением.

Предварительный проект танка на тракторном шасси был представлен в ГВТУ осенью 1916 года. Во многом он соответствовал второму проекту, описанного Мостовенко, правда даже эскизов фирма не представила. Есть также информация о том, что в Рыбинске собирались строить танки, основой для которых мог послужить проект полковника Этьена от 1915 года, отвергнутого Луи Рено, с которым тогда велись активные переговоры. Не стоит исключать возможности, что именно эта разработка легка в основу “рыбинского танка”, только до её практической реализации дело не дошло. ГВТУ отказалось выделять средства на постройку хотя бы одного прототипа, поскольку проект “Русского Рено” не имел детального описания и представлен лишь в общих чертах.

Источники:
С.Л.Федосеев «Танки Первой Мировой войны». АСТ. Москва. 2002

РАСЧЕТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ТАНКА РЫБИНСКОГО ЗАВОДА обр.1917 г.

БОЕВАЯ МАССА 12000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4900 (по корпусу)
Ширина, мм 2000
Высота, мм 2000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка и крупнокалиберный пулемет
БОЕКОМПЛЕКТ запас огнесмеси на 30 выстрелов и 2500 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 12 мм
борт корпуса — 10 мм
корма корпуса — 10 мм
крыша — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, мощностью 200 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 10 опорных катков сблокированных в 4 тележки, переднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 12 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ

Источник: www.aviarmor.net

®AutoDesignEncyclopedia