Darracq

Darracq

Франция / 1896-1935 

Automobiles Darracq S.A., Paris, France
Darracq (1899)

Darracq (1899)

История марки Darracq

Основав в 1891 году фирму «Гладиатор» (Gladiator), главной целью которой поначалу был выпуск велосипедов, Александр Даррак решил заняться изготовлением автомобилей. В 1896 году он построил несколько такси на электротяге, но они не принесли успеха, поэтому Даррак перешел на изготовление легких трех- и четырехколесных машин с бензиновыми моторами. Затем он приобрел патент у Леона Болле (Leon Bollee) и стал выпускать автомобили «Даррак-Болле» с моторами мощностью 5 л.с. и ременной трансмиссией. С ними он потерпел полный провал. Первой машиной, восстановившей авторитет Даррака, была модель «6,5CV», изготовленная в 1900 году. За нею последовали более совершенные автомобили с 2- и 4-цилиндровыми моторами. В 1904 году Даррак разработал оригинальную раму, изготовленную из одного стального листа. Ему придавалась специальная форма под прессом.

В 1905 году фирма воспользовалась финансовой помощью британских компаний и официально превратилась в английскую под названием «Александр Даррак энд Ком-пани, Лимитед». Это позволило заметно расширить производственную программу. В нее входило несколько моделей с моторами рабочим объемом от 1039 («8 HP») до 8143 см3 («50/60 HP»).

В 1912 году начался выпуск «4-цилиндровой серии» с моторами «Энрио» (Henriod) с так называемыми вращающимися клапанами (речь идет о золотниковом газораспределении). В нее входили две базовые модели «15 HP» с двигателем рабочим объемом 2613 см3 (с 1913 года его увеличили до 2951 см3) и «20 HP» (3969 см3). Они оказались ненадежными, принесли Дарраку не только большие убытки, но и стоили ему поста генерального директора. Его место занял Оуэн Клегг (Owen Clegg) из английской компании «Ровер» (Rover), запустившей в 1913 году новую серию автомобилей, технически идентичную уже проверенным машинам «Ровер Туэлв» (Rover Twelve). Это были классические модели с 4-цилиндровыми двигателями в 2121 и 2971 см3, имевшие хороший спрос, что позволило быстро преодолеть финансовые проблемы. В 1914 году «Даррак» выпустила модель с 4,1-литровым мотором объемом 4084 см3, которая поступала во французскую армию. В 1919 году к ней прибавилась более совершенная машина с 72-сильным 4,6-литровым мотором V8.

В 1919 году «Даррак» приобрела английскую фирму «Клемент-Тэлбот» (Clement-Talbot), и некоторое время ее автомобили носили марку «Клемент-Тэлбот-Даррак». Год спустя «Даррак» перекупила компания «Санбим» (Sunbeam) и включила в группу «Санбим-Тэлбот-Даррак». Французская фирма «Даррак» в 1920 году была переименована в «Тальбо» (Talbot). Пять следующих лет она выпускала автомобили под маркой «Тальбо-Даррак».

А теперь предлагаем Вам интересный материал Def-Aleks › Блог ›   Забытые имена. Глава 148. Talbot (Darracq — Talbot Surenes) часть 2:

Сегодня имя Александра Даррака знают только преданные фанаты марок, которые я упомяну позже, т.к. человек с такой фамилией дал жизнь нескольким маркам, которые до сих пор если не процветают, то хотя бы существуют, чего не скажешь о марке Darracq . . .

Александр Даррак родился в Бордо 10 ноября 1855 года в семье басков. Когда он вырос, то сначала работал чертёжником в арсенале города Тарб, затем он идёт работать в фирму Hurtu et Hautin, которая занимается производством швейных машинок. В 1889 году Даррак завоёвывает золотую медаль со своей швейной машинкой на Парижской выставке. Однако не смотря на то, что Даррак был талантливым инженером, интерес к коммерции был в нём сильнее. Он предчувствует, что мода на велосипеды может принести не плохие деньги и он становится совладельцем мелкой фирмы, которая находится на Площади Наций в Париже. В 1891 он вместе с Полем Ококом открывает собственный велосипедный завод Gladiator Cycle Company в Пре-Сен-Жерве. В 1896 он продаёт успешный бизнес Адольфу Клеману, за которым стоят лорд Тальбот и Генри Лоусон, основатель британской Daimler Motor Company, после смены владельца велосипеды этой фирмы стали носить имя — Clement-Gladiator.

По договору Даррак должен был отойти от велосипедного бизнеса, однако основав фирму Automobiles Darracq S.A. в Сюрене, Александр Даррак не только начал производить моторизированную технику, но и комплектующие для велосипедов, тем самым нарушив договор. Но вернёмся к машинам, Даррак начинает производить электромобили и мотоциклы по лицензии Феликса Милле, причём особенностью мотоцикла являлось то, что 5ти цилиндровый ДВС был частью заднего колеса! Однако ни мотоциклы, ни электромобили, которые он начал выпускать с 1897 года не принесли фирме успеха, тогда в 1898 он покупает лицензию на квадроциклы у Леона Болле. Леон Болле сделал себе имя на качественных и надёжных трициклах, лицензию на которые не купил только самый ленивый или бедный производитель. Новая конструкция, за которую были заплачены баснословные деньги, имела 4 колеса, прежний 640 кубовый 5 сильный двигатель De Dion и 5ти ступенчатую ременную передачу. Однако Даррак вынужден был разочароваться в этом творении, т.к. даже к концу XIX века конструкция оказалась устаревшей и что хуже всего не надёжной, на повозке метр едешь, два толкай. Но Даррак не отчаивается и нанимает Рибиролле для конструирования первого самостоятельного автомобиля фирмы. Этот инженер куда продвинутее во взглядах каким должен быть автомобиль, его автомобиль оказался с передним расположением мотора, с круглым рулём, карданным валом и всё это в 1900 году. Рама автомобиля была трубчатой (велосипедное наследство), модель 6 1/2CV оснащалась одноцилиндровым мотором объёмом в 800 кубов, трёхступенчатая коробка передач управлялась с рулевой колонки. Эта машина наконец смогла привлечь покупателей в салоны дилеров, однако клиенты требуют более мощную машину, и через год появилась более мощная 9 сильная версия с 1.1 л. Даррак правильно решает, что спорт — двигатель торговли, и он старается отправить машину на любые состязание, которые проходят в этом году, в итоге 9CV принимает участие в 52-х мероприятиях. В том же 1901 году братья Опель покупают лицензию на эту машину и начинают с 1902 года выпускать их под маркой Opel-Darracq, кстати надо сказать, что сам Адам Опель, чьё имя носит фирма умер еще в 1895 году, а его сыновья увлеклись автомобилями в 1899 году, так что конкретно Адам Опель к автомобилям никакого отношения не имеет, ну это маленькая ремарка для тех кто не в теме :) Благодаря автомобилям марки Darracq Опели смогли раскрутиться, т.к. до этого их эксперименты с автомобилями были не удачными, выпускались Opel-Darracq до 1907 года, так что Opel первая фирма, которая существует сегодня и которая во многом обязана Дарраку. Кроме того, открывается филиал в США — American Darracq, который будет производить автомобили с 1901 по 1905 год, в Великобритании лицензию на его машины покупает фирма Weird.

Но вернёмся во Францию. Тем временем Даррак продаёт 2000 автомобилей за 1902 год, но опять привередливую французскую клиентуру не устраивают одноцилиндровые машины, они снова просят чего-то большего, тогда в 1903 появляются 2-х цилиндровые 1.3. и 1.9 л машины, а так же 4-х цилиндровый с 3.8 л под капотом — соответственно 9CV, 12CV и 20CV. Новые машины так же принимают участие в спортивных мероприятиях, типа марафона Париж-Вена, гонок в Арденнах и Норде.

Через год Даррак начинает использовать металлическую раму прессованную из цельного стального листа вместо деревянных обитых стальными листам, впервые эта рама используется на модели Flying Fifteen с 3.0 л 4-х цилиндровым мотором, к концу 1904 года автомобили марки Darracq составляют 10% всего автопарка Франции. В этом же году Александр Даррак, который не пропустил ни одного старта решает покорить Gordon Bennett Trophy. По его поручению строится 4-х цилиндровый 11.3 л монстр и мощностью 100л/с, однако премьера на гонках оборачивается крахом, ни одна из машин, которые построили во Франции, Англии и Германии не завоёвывает призового места, а лучшим результатом стало четвёртое место Артура Дюре на Тарга Флорио. Но Даррак опять не унывает, строится новый гоночный болид, с мотором V8, двигатель получили путём соединения 2х моторов, которые стояли на 100 сильной машине, теперь же машина развивала 200л/с. 21 июля 1904 года Поль Бара на этой машина ставит рекорд скорости развиваемую за одну милю в 163,636 км/ч во время состязаний в Остенде, а 13 ноября этот рекорд перекрывается, развив 168,224 км/ч в рамках гонок на кубок Гордона Беннета.

Этот же автомобиль ставит рекорд скорости 30 декабря 1905 года, Эмери развил 174,757 км/ч и вскоре, а именно в январе 1906 этот автомобиль развивает 185 /ч, за рулём опять сидел Эмери. В всего через неделю Луи Шевроле сидя за рулём такой же машины разгоняется до 197 км/ч, видимо климат Флориды был более доброжелателен для рекордов. И это всё происходило на заре века, когда этот автомобиль был одним из самых быстрых в мире. Помимо заездом по прямой, для установления рекордов скорости, не забыли и о простых гонках, так Луи Вагнер побеждает в Кубке Вандербильда на гоночной 12.7 л машине.

В ноябре 1905 года в компанию Даррака вливается британский капитал, т.к спрос на автомобили фирмы огромен, а Darracq не справляется самостоятельно для расширения производственных мощностей, фирму переименовывают на английский манер — A. Darracq Company Limited, а головной офис переезжает в Лондон на Орфеус стрит, что бы избежать безумные французские налоги.

В 1906 году Даррак открывает в месте с Леоном Серполле фирму, благодаря которой они хотят заполонить Европу автобусами, однако дальше 20 автобусов для Лондона дело не продвинулось. В том же году неугомонный Даррак основывает фирму Societa Italiana Automobili Darracq в Милане, однако в Италии его бизнес не был успешен, тогда в 1909 году он закрывает фирму и основывает вместе с Угго Стелла — Anonima Lombarda Fabbrica Automobili (A.L.F.A.), автомобили этой фирмы уже не повторяли конструкцию автомобилей Darracq, а были сконструированы Джузеппе Мероси. В 1915 году Даррак и Стелла продают фирму Никола Ромео, и фирма с тех пор носит имя Alfa Romeo, это вторая фирма, которая существует по сей день, и которая тоже появилась благодаря Александру Дарраку.

Кроме этого Даррак в 1907 открывает завод на родине предков, в стране басков — Sociedad Anonima Espanola de Automoviles Darracq, так же Даррак посещает США, где покупает у братьев Райт лицензию на производство авиационных моторов и самолётов, двигатели продавались в том числе и пионерам французской авиации — Луи Блерио и Альберто Сантос-Дюмону.

К 1910 году Даррак становится третьим по величине производителем автомобилей после Peugeot и Renault. К 1911 году из производственной программы исчезают одно и двух цилиндровые модели, остаются только 4х цилиндровые машины.

Однако нужно было предложить и доступный автомобиль, поэтому за место одноцилиндровым/двухцилиндровых моделей выводят на рынок новый дешевый автомобиль — 14/16CV, с объёмом мотора в 2,4 литра, он развивал 19 лошадиных сил.

Однако через год Дарраку что-то стукнуло в голову и он объявляет, что теперь почти весь модельный ряд будет состоять из двигателей системы Анрио, его мотор имел вращающиеся клапана, а цилиндр имел одно отверстие, которое в зависимости от положение вращающего клапана либо впускало топливо, либо выбрасывало газы. Модель 15CV имела объём 2.1л мощностью в 18л/с и 20CV — 3.6 л. Однако эти машины были не надёжными, и фирма потерпела неудачу, понеся такие убытки, что Александр Даррак решает в 1913 году продать свои активы фирмы Оуену Клеггу, бывшему инженеру фирмы Rover.

Сам Александр Даррак уходит из автомобильного бизнеса, он покупает игорный бизнес в Девиле, а так же концентрируется на воспитании приёмной дочери, которую подкинули к его парижскому особняку в 1911 году. После первой мировой войны он едет во Французскую Ривьеру, где покупает Hotel Negresco в Ницце. Кстати интересный момент, будучи автомобильным промышленником сам Даррак не любил управлял автомобилем, хоть и научился этому еще в 1895, а так же не особо любил их, старался в личной жизни их избегать, как говорится, деньги для него были важнее, умер он далеко не бедным человеком в 1931 году.

Но продолжим историю про фирму. После того, как Оуэн Клегг выкупил фирму, он переносит головной офис обратно в Париж. Не удачные модели заменяет клонами Rover Twelve, который был сконструирован им же. 2.1л машина 12CV, комплектующаяся 4х ступенчатой коробкой передач и развивающая 80км/ч сразу получает одобрение со стороны клиентов и продажи пошли вверх, вскоре модельный ряд фирмы добавился моделью 16CV с 3.0 л мотором.

Во время войны фирма выпускала авиационные двигатели, что помогло ей не плохо заработать, да так, что в октябре 1919 году Оуэн Клегг покупает фирму, о которой была речь в прошлой части — Clement-Talbot с этого момента автомобили стали носить название Talbot-Darracq. Объединённая фирма начинает выпускать довоенную модель Darracq — Type V c 3х литровым мотором, кроме того Клегг подготавливает новую модель 24CV c 60ти сильным мотором объёмом 4.5 л и формулой V8.

Еще через год фирма прикупает еще одного производителя автомобилей — Sunbeam, теперь фирма называется Sumbeam-Talbot-Darracq или S.T.D. Motors Ltd. В 1921 году Котелан, который стал ключевой фигурой в этом концерне даёт распоряжение продавать во Франции автомобили под маркой Talbot, хотя в Англии и её колониях бренд Darracq сохранился, что бы не было путаницы между продукцией завода Лондоне, хотя машины одной марки, но разного происхождения имеют радиаторы разной формы и разные эмблемы.

По материалам: https://www.drive2.ru/b/177670/