Aksai
Россия / 1891-2011
«Плугостроительный механический чугунно и меднолитейный завод Акционерного общества «Аксай», Нахичевань-на-Дону, Россия (1891-1898)
Акционерное общество «Аксай», Нахичевань-на-Дону, Россия (СССР) (1898-1923)
«Красный Аксай», Ростов-на-Дону, Россия (СССР) (1923-1992)
ОАО «Красный Аксай», Ростов-на-Дону, Россия (1992-1999)
ЗАО «Красный Аксай», Ростов-на-Дону, Россия (1999-2011)
История марки Aksai
В 1890 году российские предприниматели Акимов (Akimov) и Григорьев (Grigoriev) основали в станице Аксайской (Aksayskaya village) кузнечную мастерскую по ремонту конных повозок и сельскохозяйственных плугов. В следующем году они же построили на окраине Нахичевани-на-Дону (Nakhchivan-on-Don) «Плугостроительный механический чугунно и меднолитейный завод Акционерного общества «Аксай» и зарегистрировали торгово-промышленное товарищество «В. М. Григорьев и К». Завод быстро освоил выпуск сельскохозяйственной техники (жатки, плуги и т.п.).
В то время, первый американский автомобиль массового производства Oldsmobille Curved Dash вызвал во многих странах огромный интерес. Четыре иностранные фирмы выпускали эту простую и дешевую модель по лицензии. Заинтересовался машиной и завод «Аксай». На заводе уже существовали литейный, кузнечный, механический, модельный и малярный цеха. Поэтому трудностей с освоением производства достаточно простого Oldsmobille не возникло. Почти все комплектующие изготовлялись самостоятельно, на стороне покупали лишь резиновые детали, цепи привода задних колес, ободы и катушки зажигания.
Первый автомобиль «Аксай» появился в 1903 году. Он имел одноцилиндровый двигатель мощностью 6 или 8 л.с., который обеспечивал машине максимальную скорость 35 км/ч. В 1904 году, выпустив всего 20 автомобилей завод прекратил их выпуск.
Затем предприятие выпускало лодочные моторы, тракторы, комбайны и другую сельскохозяйственную продукцию.
К автомобильной теме завод вернулся в 1911 году, когда образованное в Нахичеване-на-Дону «Южно-Российское автомобильное общество» организовало производство автомобилей французской марки Bayard, сборка экипажной части которой была налажена на заводе «Аксай» из привезенных французских агрегатов. Кузова поставлялись российскими каретными мастерскими. Количество собранных автомобилей неизвестно.
Зато известно количество произведенной заводом основной продукции. К примеру, в 1913 году было выпущено 30000 плугов и 8000 жаток.
Во время Первой мировой войны русская армия остро нуждалась в грузовых автомобилях. В 1916 году царское правительство выделило средства на постройку шести автомобильных заводов, в числе которых попало и Акционерное общество «Аксай». Прототипом для выпуска стал американский грузовик Packard. Однако, начавшаяся февральская, а затем октябрьская революции 1917 года, не позволили осуществиться этим планам. Тем не менее, в 1918 году на заводе было собрано несколько бронеавтомобилей для «добровольческой армии» Юга России.
В 1920 году завод был национализирован, а в 1923 году получил новое название «Красный Аксай», которое просуществовало до 1992 года.
С этого года предприятие стало ОАО и вошло в финансово-промышленную группу «Донинвест». Помимо основной продукции на заводе стали собирать Южнокорейские легковые автомобили Daewoo и микроавтобусы Hyundai.
В 1999 году ОАО «Красный Аксай» стало банкротом и в том же году было образовано ЗАО «Красный Аксай», учредителем которого стал «Донинвест».
Основанное в 2007 году ООО «Ростовский автобусный завод» организовало сборку автобусов на мощностях завода «Красный Аксай», которая продолжалась до 28 декабря 2011 года. Однако это не спасло финансовое положение завода и на этом его история завершилась.
Источник: Игорь Хацко. «Автомобильная геральдика. Забытые и существующие марки автомобилей мира. Краткий иллюстрированный справочник от A до Z. Том I, A-Al». (пока не издана)
Модельный ряд Aksai
1904. Aksai 7HP
| Техническая характеристика | Aksai | |
| Годы выпуска | 1903-1904 | |
| Тип кузова | открытый на лонжеронной деревянной раме | |
| Материал кузова | металл | |
| Число мест и дверей | 2 / 0 | |
| Размеры, мм | длина | н.д. |
| ширина | н.д. | |
| высота | н.д. | |
| колесная база | н.д. | |
| колея передняя/задняя | н.д. | |
| дорожный просвет | н.д. | |
| Снаряженная масса, кг | н.д. | |
| Полная масса, кг | н.д. | |
| Объем багажника, литров | н.д. | |
| Коэффициент обтекаемости Сх | н.д. | |
| Тип двигателя | бензиновый | |
| Система питания | карбюратор | |
| Расположение | горизонтальное | |
| Охлаждение | жидкостное | |
| Число цилиндров | 1 | |
| Рабочий объем, см.куб. | 1929 | |
| Диаметр цилиндра / ход поршня, мм | 127 / 152,4 | |
| Степень сжатия | н.д. | |
| Число клапанов | 6 выпускных, 12 впускных | |
| Максимальная мощность, л.с. / кВт / об/мин | 7 / — / — | |
| Максимальный крутящий момент, Нм / об/мин | н.д. | |
| Трансмиссия | механическая, 2-х ступенчатая | |
| Сцепление | н.д. | |
| Привод | н.д. | |
| Рулевой механизм | н.д. | |
| Передняя подвеска | зависимая на полуэллиптических рессорах | |
| Задняя подвеска | зависимая на полуэллиптических рессорах | |
| Тормоза передние | один ленточный на трансмиссию | |
| Тормоза задние | один ленточный на трансмиссию | |
| Диаметр разворота, м | н.д. | |
| Размер шин | н.д. | |
| Максимальная скорость, км/ч | 35 | |
| Время разгона до 100 км/ч, сек | н.д. | |
| Расход топлива л/100 км | средний | н.д. |
| 90 км/ч | н.д. | |
| 120 км/ч | н.д. | |
| городской цикл | н.д. | |
| Емкость топливного бака, л | н.д. | |
| Топливо | н.д. | |
| ®AutoDesignEncyclopedia | ||
®AutoDesignEncyclopedia


