1930. Т-25 (проект 2) — разведывательная колесно-гусеничная танкетка (проект)

1930. Т-25 (проект 2) - разведывательная колесно-гусеничная танкетка (проект)

Т-25

Колесно-гусеничная танкетка

Разработчик: КБ завода «Большевик»
Год начала работ: 1929
Танкетка осталась только в виде проекта.

Техническое задание на разработку танкетки Т-25 было выдвинуто УММ 9 августа 1929 года – то есть, ещё до того, как был проведён полный цикл испытаний танкеток Т-17 и Т-23. В соответствии с требованиями, на танкетке предстояло использовать колёсно-гусеничный ход, а вес не должен был превышать 3000-3500 кг. Предполагалось использование двигателя мощностью всего 40-60 л.с., что при такой малой массе обеспечивало бы скорость передвижения на гусеницах до 40 км\ч и до 60 км\ч на колёсах. Вооружение танкетки предполагало два варианта: с 7,62-мм пулеметом во вращающейся башне или с 47-мм короткоствольной пушкой в корпусе.

Общее руководство по работе над Т-25 передали С.Гинзбургу, а непосредственно разработкой занимался всего один человек – инженер В.Симский, работавший в КБ завода “Большевик”. Ему предстояло решить самую сложную на тот момент задачу – как обеспечить переход с колёсного хода на гусеничного. Поскольку материалов по этой теме в СССР не было вообще Симский взялся за изучение документации по танку Christi M1928, привезённой заместителем начальника УММ И.Халепским из США. По сути, имеющиеся бумаги носили рекламно-ознакомительный характер и не давали полного представления о работе нового типа движителя. Тем не менее, Симскому удалось не только спроектировать собственный аналог, но и вложиться в требования технического задания.

Представленный осенью 1929 года проект был чем-то похож на американский танк, отличаясь меньшими размерами и ходовой частью. У Т-25 осуществлялся синхронный привод на все 4 основных колеса, причем две передние оси были управляемыми. Корпус танкетки имел достаточно угловатые очертания и собирался из 4-8-мм бронелистов. Двигатель, в целях ускорения работ, планировалось использовать от танка Т-20 (мощностью 60 л.с.) – с ним скорость на гусеницах составила бы 45 км\ч, на колёсах – 65 км\ч. В случае использования двигателя мощностью 70 л.с. скорость повышалась до 52 и 72 км\ч соответственно.

В октябре-ноябре 1929 года состоялось рассмотрение проекта Симского, а также проекта, созданного инженерами НАМИ. Альтернативный вариант Т-25 отличалася совершенно ходовой частью с поднимаемыми и опускаемыми колёсами (наподобие шведского танка Landsverk L-30 или чехословацкого Skoda KH50) установленных снаружи гусеничных цепей. Преимуществом такой схемы было отсутствие необходимости выхода экипажа наружу машины для смены хода.

Рассмотрев оба проекта в октябре-ноябре 1929 года УММ выбрало первый вариант, поскольку НАМИ не удалось вложиться в ТТЗ по массе и скорости. Постройку опытного образца танкетки запланировали на декабрь 1931 года и с этого момента программа развития Т-25 получила весьма ощутимую поддержку.

Помимо основного, разведывательного, варианта появился проект плавающей танкетки, оснащаемой съёмным фанерно-дюралевым “поплавком” с наполнителем из пробки или сухой морской травы. Другие варианты предполагали использовать Т-25 в качестве лёгкого зенитного танка (со спарками 7,62-мм пулеметов ДТ, ДА или ДУ в открытой сверху башне), а также планировалось проведение экспериментов по созданию “летающего танка” или “танка-планера”.

Когда дело дошло до воплощения проекта в металл, выявилось множество “подводных камней”, наиболее “острым” из которых стал тот самый колёсно-гусеничных ход. Никаких дополнительных усилий по доработке Т-25 не прилагалось, так как все инженерные и производственные мощности были заняты танками Т-18 и Т-19. Изготовление опытного образца танкетки передали на ХПЗ, но там умышленно затормозили работы по нему, ожидая продолжения дальнейших работ по среднему танку Т-24, постройка которого также была временно приостановлена в виду отсутствия денежных средств. Харьковские “паровозостроители” посчитали, что проект Т-25 не имеет больших перспектив, в конце концов отложив его постройку на 1932 г.

Впрочем, основной причиной отказа от дальнейших работ по колесно-гусеничной танкетки послужила её чрезвычайно высокая стоимость, которая мало отличалась от стоимости легкого танка Т-26 образца 1931 г. Кроме того, изучив возможность серийной постройки танков иностранного производства в СССР начальник УММ РККА И.Халепский сделал вывод, что разумнее будет запустить в производство боевые машины конструкции У.Кристи, что и было выполнено в 1931 году. Таким образом, надобность в Т-25 отпала сама собой, а место обычных танкеток заняли более технологичные и менее дорогостоящие Т-27.

Источники:
М.Свирин, А.Бескурников “Первые советские танки” (Армада №1 за 1995 год)
М.Свирин, М.Коломиец “Ещё раз о бетешках” (Танкомастер №1 за 1999 год)

РАСЧЕТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ТАНКЕТКИ
Т-25 (проект КБ завода «Большевик»)

БОЕВАЯ МАССА ~2500-3000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4200
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,62-мм пулемет ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ 37 снарядов и 2018 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 8 мм
борт корпуса – 8 мм
корма — 8 мм
крыша – 4 мм
днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, 2-цилинровый, мощностью 30 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка диаметром 880 мм, переднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 45 км\ч на гусеницах
65 км\ч на колесах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ

Источник: www.aviarmor.net

®AutoDesignEncyclopedia