1915. Колёсный танк Лебеденко

1915. Колёсный танк Лебеденко

Колесный танк Лебеденко

Разработчик: Лебеденко
Год начала работ: 1914
Год постройки первого прототипа: 1915
Причина завершения работ: бесперспективноть проекта колёсного танка.

Боевую машину конструкции Лебеденко можно справедливо считать первым в мире высококолесным танком, идея создания которых стала популярна в 1920-е гг. По всей видимости, начальный проект созрел ещё в 1914 году, причем на мысль сделать танк с огромными колесами его натолкнули азиатские арбы, которые без труда преодолевали широкие канавы. Правда тогда у Лебеденко не было конструкторской бригады с квалифицированными специалистами, без помощи которых его реализация была невозможна. В течении нескольких месяцев талантливому русскому изобретателю удалось привлечь на свою сторону Б.Стечкина, а затем и А.Микулина. Последнему было сделано открытое предложение “Согласны ли Вы разработать чертежи изобретенной мной машины! При помощи таких машин в одну ночь будет совершен прорыв всего германского фронта, и Россия выиграет войну…”. Отказаться от столь авантюрной, и в то же время интересной затеи Микулин не счел необходимым.

Колесный танк было решено сделать в виде огромного орудийного лафета. Два передних колеса со спицами имели тавровое сечение и диаметр 9 метров – столь большие размеры обуславливались тем, что данной машине предстояло преодолевать широкие рвы и окопы, а также высокие вертикальные стенки. К полкам тавра, покрытым древесиной, посредством железнодорожной рессоры прижимались два обрезиненных катка (автомобильных колеса), которые, вращаясь навстречу друг другу, проворачивали за счет трения ходовое колесо. Катки связывались с валом двигателя через конические шестеренчатые пары. В случае заклинивания ходового колеса на каком-либо препятствии катки, пробуксовывая по ободу, выполняли функцию предохранительной муфты. Управление по курсу производилось при помощи задней направляющей тележки, на которую опиралась хвостовая станина. Задний каток состоявший из трех роликов диаметром 1,5 метра, являлся ведущим. Ролики имел привод от двух высокооборотных двигателей Maybach, развивавших мощность 240 л.с. при 2500 об\мин. Эти моторы были сняты со сбитого в 1914 году немецкого “цеппелина” и вместе с разработанными Микулиным силовой передачей предполагались для установки на танк.

Корпус танка, благодаря стараниям Лебеденко, стремившегося обеспечить максимальную огневую мощь, приобрел выраженную крестообразную форму при виде спереди. В его верхней и нижней частях располагались цилиндрические башни, где предполагалось размещение 8-10 пулеметов “максим”, при этом верхняя башня была поднята на высоту 8 метров и одновременно выполняла функцию обзорной рубки. По бокам были выполнены два спонсона с 37-мм (по другим данным – 76,2-мм) пушками, с углами обстрела порядка 180 градусов.

По проекту бронирование корпуса составляло 5-7 мм, башен – по 8 мм. Впрочем, эти показатели вскоре пришлось изменить. Максимальная расчетная скорость танка составляла до 16,8 км\ч (то есть 28 метров в минуту, что для машины таких размеров очень неплохой показатель), среднетехническая — 10 км\ч, запас хода – порядка 60 км.

Благодаря своим связям в высшем обществе Лебеденко удалось заручиться поддержкой князя Львова и добиться аудиенции у императора. Специально сделанная для демонстрационных целей модель в масштабе 1:30 возымела на Николая II большой эффект – в течении получаса император и изобретатель ползали по полу, умиляясь как уменьшенная копия танка без особого труда переползает через разбросанные на полу тома “Сводов законов Российской Империи”. После этого было отдано распоряжение о выделении средств и открытии счета на финансировании проекта. Большую часть расходов взяли на себя “Союз городов” и ГВТУ.

Кстати, название “Нетопырь” эта машина получила за то, что при переноске за задние колёса она напоминала летучую мышь со сложенными крыльями, свесившуюся под потолком. Также танк Лебеденко называли “Мастодонтом”, из-за его колоссальных размеров, а вот название “Царь-танк” появилось уже после революции.

Сборка деталей машины проводилась в манеже у Хамовнических казарм, а колеса изготавливались недалеко от Дмитрова. После этого узлы и агрегаты танка перевезли в дмитровский лес у станции Орудьево в 60 км от Москвы. Здесь расчистили монтажную площадку, обнесли колючей проволокой, подвели узкоколейную дорогу. Монтаж осуществлялся в режиме строжайшей секретности и охрану участка постоянно несли казачьи разъезды.

Процесс производства не обошелся без неприятностей. Из-за острого дефицита броневой стали вместо предполагаемых проектом 5-7 мм бронелистов пришлось использовать 8-10 мм. Конечно, это повышало защищенность танка, но его масса возрастала с 45 до 60 тонн.

Танк начали собирать в конце июля 1915 года посекционно, подобно тому, как это предполагалось сделать на фронте. Сборку “Нетопыря” завершили в августе и в присутствии представителей армии приступили к его ходовым испытаниям. Подробности этих событий неоднократно описывались в различных источниках, различаются только сведения о наличии вооружения (есть все основания полагать, что танк получил две 37-мм пушки и два пулеметова, но без боезапаса).

Очевидно не доверяя свой детище “посторонним” механикам место водителя занял Микулин, а Стечкин выполнявший роль моториста, запустил двигатели. Машина двинулась по деревянному настилу под аплодисменты и крики “ура” собравшихся внизу людей. Попавшаяся на пути береза тут же была сломана, что отчасти подтвердило расчеты конструкторов о “вездеходности” их танка. Однако радоваться было рано – как только настил кончился “Нетопырь” смог проехать по мягкому грунту около 10 метров, после чего задний каток крепко увяз в попавшейся неглубокой яме. Как ни старались Стечкин и Микулин мощности “майбахов” явно не хватало. Последующие попытки вытащить “Нетопыря” оказались безрезультатными в виду большой массы танка. Понимая, что проект терпит крах, группа Лебеденко сошлась во мнении, что для колесного танка требуются моторы мощностью не менее 300 л.с. За разработку нового 2-тактного двигателя, названного АБМС, снова взялись Стечкин и Микулин. На средства военного ведомства и с помощью фирмы “От и Везер” им удалось собрать один опытный экземпляр. Его испытания, проведенные в 1916 году, оказались далеко не обнадеживающими – после 1,5 минут работы двигатель вышел из строя из-за деформации шатунов и корпуса. Стало очевидно, что для отработки перспективного мотора понадобиться слишком много времени, а осенью 1916 г. пришли первые известия о боевом применении британских ромбовидных танков, боевая эффективность которых оценивалась тогда намного выше, чем у танка Лебеденко.

К этому моменту военное ведомство радикально изменило своё отношение к “Нетопырю”, отказавшись от его дальнейшего финансирования. Тут Лебеденко “припомнили” все недостатки его танка, касавшиеся прежде всего ходовой части. И вправду, при попадании снаряда в спицы и, что ещё хуже, в ступицу колеса, машина оказывалась полностью обездвиженной. Сделать это было проще, учитывая мизерную скорость передвижения “Нетопыря” по полю боя и его огромные размеры. Кроме этого, даже 10-мм бронирование не защищало экипаж и двигатели от снарядов любого калибра. Конечно, можно было бы нарастить броню, установить на главные колеса сплошные диски, а диаметр и ширину заднего катка увеличить, но заниматься этими вопросами военные посчитали излишним.

Существует также мнение, что проект танка Лебеденко считался заранее провальным и построен он был только для того, чтобы доказать полную несостоятельность будущих танков, как боевых машин. Якобы это делалось в интересах британской разведки, стремившейся оставить Россию в техническом отношении на втором плане, но никаких документов по этому вопросу до сих пор не найдено.

Что касается “Нетопыря”, то единственный образец вплоть до февральской революции находился под охраной. После осложнения политической обстановки в бывшей Российской Империи новая власть окончательно перестала интересоваться гигантским танком, не принесшим ничего, кроме траты денег. В таких условиях продолжать работы над заведомо бесперспективной машиной не имело смысла и “Нетопырь”, оставшийся в подмосковном лесу, ещё несколько лет простоял без дела. Местные жители постепенно растаскивали машину по частям, пока в 1923 году не последовало распоряжение разобрать танк на металлолом. Вроде бы на этом историю танка Лебеденко можно было бы закончить, однако…

Несколько лет назад (в 2006 году), силами местных поисковиков из «Космопоиска», на предполагаемом месте стоянки “Нетопыря” были обнаружены небольшие фрагменты металлических деталей и цилиндрическая башня диаметром 2 метра с круглыми отверстиями. Естественно, что никакого внутреннего оборудования не сохранилось, но по описанию очевидцев это вполне могла быть пулеметная башня танка. Возможно, отдельные детали валяются по местным подворьям. Так что ещё остается надежда, что танк Лебеденко может стать музейным экспонатом хотя бы в виде фрагментов его конструкции.

 

Источники:
И.Шмелев «Первые» (Техника-Молодежи №2 1979 г.)
С.Л.Федосеев «Танки Первой Мировой войны». АСТ. Москва. 2002
С.Ромадин, М.Павлов “Мастодонты на колесах” (Моделист-Конструктор №7 1992 г.)
Таинственные и аномальные места Москвы — «Царь-танк»

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
КОЛЕСНОГО ТАНКА ЛЕБЕДЕНКО обр.1915 г.

БОЕВАЯ МАССА 45000 кг (проектная)
~60000 кг (фактическая)
ЭКИПАЖ, чел. ~10
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 17800
Ширина, мм 12000
Высота, мм 9000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ две 37-мм пушки и два 7,62-мм пулемета «максим»
БОЕКОМПЛЕКТ ? снарядов и 8000-10000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 10 мм
борт корпуса – 10 мм
хвостовая балка — 8 мм
башни — 8 мм
корма — 8 мм
днище — 8 мм
крыша — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ два Maybach, карбюраторный, мощностью 250 л.с. при 2500 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ два передних колеса диаметром 9 метров и ведущий задний каток диаметром 1,5 метра, подвеска блокированная на винтовых пружинах
СКОРОСТЬ (по проекту) 16,8 км\ч (максимальная)
10 км\ч (среднетехническая)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~60 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ

Источник: www.aviarmor.net

®AutoDesignEncyclopedia